Краткое изложение Бедржих Сметана. Либуше

ЛИБУШЕ

Торжественное представление в трех актах

Либретто Й. Венцига

Действующие лица:

Либуше, чешская княжна

Пржемысл из Стадиц

Сопрано

Баритон

Тенор

Бас

Бас

Баритон

Сопрано

Контральто

Хрудош с Отавы

Штяглав с Радбузы

}

Братья

Лютобор с Доброславских холмов, их дядя

Радован с Каменного моста

Красава, дочь Лютобора

Радмила, сестра Хрудоша и Штяглава

}

Обе

при дворе Либуше

Старшины, воины, священнослужители, сенные девушки двора Либуше, челядь Пржемысла, народ.

Действие происходит в чешских землях в языческие времена.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Первоначальные наброски оперы относятся к 1861 году. В течение многих лет Сметану привлекала мысль создать оперу на основе народных легенд о княгине Либуше, мудрой правительнице Чехии, воспетой многими деятелями чешского искусства. Эту оперу композитор задумал, желая прославить Чехию, ее героическое прошлое, ее прекрасное будущее.

В 1866 году Й. Венцигом было закончено либретто, а

в 1872 году Сметана завершил «Либуше». Он назвал ее «Торжественным представлением в трех частях», оговорив, что ее не следует показывать как обычный спектакль. По замыслу композитора, «Либуше» должна исполняться лишь в особых случаях, в ознаменование праздничных событий.

Поэтому Сметана очень долго отказывался от постановки оперы. Ее премьеру он решил приурочить кторжественному открытию Национального театра в Праге, фундамент которого был заложен в 1868 году. Но премьера «Либуше» смогла состояться лишь 11 июня 1881 года.

Постановка оперы вызвала большой патриотический подъем. Сейчас спектаклем «Либуше», как правило, начинается сезон Пражского оперного театра.

МУЗЫКА

«Либуше» — эпически величавое произведение, прославляющее родину и народ. Тон повествования строгий и торжественный, декламация возвышенная, могучие хоровые фрески придают опере черты монументальной оратории, а партия оркестра наделена богатством и красочностью колорита.

В увертюре звучат темы, рисующие Либуше. Первая картина первого акта — сцена в палатах княжны, где звучит ее ариозо «Вечный боже», — широкораспевное, насыщенное народно-чешскими оборотами. Ей контрастирует бурная, взволнованная музыка, передающая душевное состояние Красавы.

Начало второй картины — речитативная сцена, обрамленная хором. Выход Либуше сопровождается ее арией «Вы, судьи», полной энергии, решимости и величия. В сцене суда речитативные высказывания перемежаются репликами хора.

Акт заканчивается хором, славящим Либуше и ее жениха.

В первой картине второго акта господствует сумрачный тревожный колорит. Ария Красавы «Отец мой» — скорбная и страстная. В сцене Красавы и Хрудоша музыка постепенно преображается, приобретая черты взволнованной лирики, экзальтации.

Во второй картине преобладают светлые пасторальные тона. Ария Пржемысла «Солнышко греет» — проникновенно лирична; в дальнейшем в ней звучат героические мужественные интонации. Финал второго акта — снова мощная хоровая сцена.

В первой картине третьего акта ария Либуше «Мир снова воцарился» носит просветленный характер. Ее сменяет большой ансамбль, а затем горделивое, исполненное счастья ариозо «То он». Кульминация оперы — пророчество Либуше. Музыка, рисующая события истории Чехии, становится то тревожной, то грозной, то величественной.

Заканчивается опера торжественным гимническим хором.




Краткое изложение Бедржих Сметана. Либуше