Краткое изложение Дмитрий Борисович Кабалевский. Кола Брюньон
КОЛА БРЮНЬОН
Опера в трех актах
Либретто В. Г. Брагина
Действующие лица:
Кола Брюньон Селина Мартина Гамби Жифляр Герцог М-ль де Теом Кюре Нотариус Женщина с факелом Пуляр, старшина города Конюший Возница Пьяный солдат Глашатай | Баритон Меццо сопрано Сопрано Тенор Баритон Тенор Сопрано Бас Тенор Сопрано Бас Баритон или бас Бас Баритон Тенор |
Горожане
Действие происходит в Бургундии в конце XVI века.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Мысль написать оперу на сюжет повести Ромена Роллана «Кола Брюньон» подал Кабалевскому А. М. Горький. Либреттист В. Г. Брагин с разрешения Р. Роллана и на основе исторических документов сочинил сюжет, во многом отличный от литературного первоисточника. В книге события изложены в форме 14 рассказов-воспоминаний, непосредственно не связанных друг с другом. В опере же события сближены во времени и отнесены к концу XVI века, когда Францией управлял Генрих IV. Авторы оперы взглянули
Основное внимание они сосредоточили на конфликте между художником из народа и меценатом-герцогом. В центре оперы — сцена сожжения герцогом чудесных статуй Брюньона. В финале же разгорается народное восстание, и Кола, узнав о злодеянии герцога, присоединяется к повстанцам.
Как их вожак показан Гамби, образ которого переосмыслен по сравнению с повестью. Более скромное место уделено теме любви Кола к Жермен — «Ласочке» .
Чтобы верно передать характер и колорит эпохи, Кабалевский около двух лет изучал французскую народную музыку. Сочинение же самой оперы продолжалось около года.
Более всего удались композитору образы главного героя и народа. Образ Кола — искусного резчика по дереву, который напоен «жизнью земли и всего живого» , получился сочным и психологически многогранным. Это человек с широким и добрым взглядом на мир, неутомимый весельчак и острослов, деятельный, страстно влюбленный в жизнь, стойкий и мужественный.
Образ народа воплощен не только в хоровых и танцевальных сценах, но и в симфонических антрактах. Из этих антрактов и увертюры выросла, ставшая популярной, симфоническая сюита.
Р. Роллан внимательно следил за работой композитора и помогал ему своими советами; он писал в одном из писем: «Я получил клавир «Мастера из Кламси» и играл его много раз с большим удовольствием. Я думаю, что Вы сможете рассчитывать на живой успех у публики, так как сочинение это ясное, полное жизни, движения. В целом Ваше сочинение — одно из лучших, которые я знаю в новой русской музыке, написанной для сцены».
Премьера оперы состоялась 22 февраля 1938 года на сцене ленинградского Малого оперного театра.
Краткое изложение Дмитрий Борисович Кабалевский. Кола Брюньон