Краткое изложение Дмитрий Борисович Кабалевский. Кола Брюньон

КОЛА БРЮНЬОН

Опера в трех актах

Либретто В. Г. Брагина

Действующие лица:

Кола Брюньон

Селина

Мартина

Гамби

Жифляр

Герцог

М-ль де Теом

Кюре

Нотариус

Женщина с факелом

Пуляр, старшина города

Конюший

Возница

Пьяный солдат

Глашатай

Баритон

Меццо сопрано

Сопрано

Тенор

Баритон

Тенор

Сопрано

Бас

Тенор

Сопрано

Бас

Баритон или бас

Бас

Баритон

Тенор

Горожане

Кламси, солдаты, гости у герцога, слуги.

Действие происходит в Бургундии в конце XVI века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Мысль написать оперу на сюжет повести Ромена Роллана «Кола Брюньон» подал Кабалевскому А. М. Горький. Либреттист В. Г. Брагин с разрешения Р. Роллана и на основе исторических документов сочинил сюжет, во многом отличный от литературного первоисточника. В книге события изложены в форме 14 рассказов-воспоминаний, непосредственно не связанных друг с другом. В опере же события сближены во времени и отнесены к концу XVI века, когда Францией управлял Генрих IV. Авторы оперы взглянули

на события, о которых рассказано в книге, глазами советских художников.

Основное внимание они сосредоточили на конфликте между художником из народа и меценатом-герцогом. В центре оперы — сцена сожжения герцогом чудесных статуй Брюньона. В финале же разгорается народное восстание, и Кола, узнав о злодеянии герцога, присоединяется к повстанцам.

Как их вожак показан Гамби, образ которого переосмыслен по сравнению с повестью. Более скромное место уделено теме любви Кола к Жермен — «Ласочке» .

Чтобы верно передать характер и колорит эпохи, Кабалевский около двух лет изучал французскую народную музыку. Сочинение же самой оперы продолжалось около года.

Более всего удались композитору образы главного героя и народа. Образ Кола — искусного резчика по дереву, который напоен «жизнью земли и всего живого» , получился сочным и психологически многогранным. Это человек с широким и добрым взглядом на мир, неутомимый весельчак и острослов, деятельный, страстно влюбленный в жизнь, стойкий и мужественный.

Образ народа воплощен не только в хоровых и танцевальных сценах, но и в симфонических антрактах. Из этих антрактов и увертюры выросла, ставшая популярной, симфоническая сюита.

Р. Роллан внимательно следил за работой композитора и помогал ему своими советами; он писал в одном из писем: «Я получил клавир «Мастера из Кламси» и играл его много раз с большим удовольствием. Я думаю, что Вы сможете рассчитывать на живой успех у публики, так как сочинение это ясное, полное жизни, движения. В целом Ваше сочинение — одно из лучших, которые я знаю в новой русской музыке, написанной для сцены».

Премьера оперы состоялась 22 февраля 1938 года на сцене ленинградского Малого оперного театра.




Краткое изложение Дмитрий Борисович Кабалевский. Кола Брюньон