Краткое изложение драмы Гете «Эгмон»

Летом 1786 г. Гете, ничего не сказав о своих дальнейших планах герцогу Карлу Августу, уехал в Италию. Это было бегство в желанный солнечный край, «где негой дышит небосклон», порыв из заточения на свободу, из царства прозы в царство поэзии и красоты. В Италии Гете прожил почти два года и все время странствовал — по морю, на лошадях, пешком.

Взглядом Фауста, вырвавшегося из пыльной тиши кабинета, смотрит он вокруг.

И ему мало внешних впечатлений, он, как всегда, стремится проникнуть в глубь вещей, людей, явлений. Постигнуть нрав неаполитанца

и душу тирольского крестьянина, строение Везувия и архитектуру палаццо и храмов. Он наслаждается цветением лимонных рощ и полотнами художников эпохи Возрождения.

Его восхищают прекрасные формы античных статуй и колоннад.

Античность. В ней видит Гете гармоническое сочетание возвышенного и реального, воплощение высшего принципа слияния искусства с природой.

В Италии Гете снова испытывает подъем поэтического вдохновения. Здесь возвращается он к завершению возникшего у него еще в годы «Бури и натиска» замысла трагедии «Эгмонт». Герой ее, подобно Гецу и Фаусту, встал перед ним со страниц истории

XVI в. Действие происходит в Нидерландах, поднимающихся на борьбу против испанских поработителей.

Сопротивление враждебным народу чужеземным началам, борьба за свободное, самобытное развитие нации и человеческой личности — в этом пафос трагедии.

Народ Нидерландов видит в графе Эгмонте воплощение национальных качеств — веселости и добросердечия, великодушия и отваги — и надеется на него как на защитника и опору. Эгмонт готов всю свою кровь отдать родной стране, но он чуждается народного мятежа; ему кажется, что справедливость и право можно отстоять и не свергая правителей, лишь бы правители думали о нуждах народа. Он наивно верит в благородство и честность королей и их наместников. Только на пороге смерти, обманутый испанским наместником герцогом Альбой, брошенный в темницу, Эгмонт прозревает и поднимается во весь рост. Последние слова его — призыв к борьбе. «Друзья мои, смелей!

За родину сражайтесь! Радостно отдайте вы жизнь за то, что вам всего дороже,- за вольность, за свободу! В чем вам пример сегодня подаю!» Истинным героизмом отличается подруга Эгмонта, молоденькая горожанка Клерхен. Любящая, бесстрашная, деятельная, она стремится спасти и родину, и Эгмонта.

Но народная толпа не поднимается на ее призыв. Потеряв надежду на освобождение, Клерхен не может больше жить. Пьеса по замыслу Гете должна’ была сопровождаться музыкой и заканчиваться победной симфонией.

Музыка для «Эгмонта» была создана. «Бетховен с гениальностью, достойной восхищения, проник в мои намерения»,- признавал автор трагедии. В «Эгмонте», как и в трагедии «Гец фон Берлихинген», Гете следует принципам вольной шекспировской драмы, с ее многоголосием, борьбой скрещивающихся страстей, живописным историческим фоном, широкими массовыми сценами. Трагедия «Эгмонт» была последней данью Гете периоду «бурных стремлений».

В следующей его пьесе, созданной после путешествия в Италию, уже не слышно порывов бурь и рокота народных толп. Перед внутренним взором Гете высятся теперь античные образцы. Стремление к гармонии воплощено в драме «Ифиге-ния в Тавриде».

В основу сюжета положен древнегреческий миф.

Классические три единства приходят на смену вольному чередованию драматических сцен, не ограниченных местом и временем действия. Плавная размеренность стихотворного строя сменяет порывистый, переменчивый ритм непринужденной прозы. Строго ограниченный круг действующих лиц устанавливается в драме вместо былого многолюдия. Идея примирения, внутреннего совершенствования личности вытесняет и заставляет умолкнуть былые мятежные порывы. В новой пьесе Гете торжествует мечта о просветленной мудрости и милосердии, поднимающих человека над жестокими страстями, над варварством.

Эта мечта прекрасна но, оторванная от реальности, она уводит от живой борьбы.




Краткое изложение драмы Гете «Эгмон»