Краткое изложение Джакомо Пуччини. Девушка с Запада

ДЕВУШКА С ЗАПАДА

Опера в трех актах

Либретто Г. Чивинини и К. Цангарини

Действующие лица:

Минни, хозяйка бара на прииске

Джек Рэнч, шериф

Дик Джонсон

Ник, кельнер «Польки»

Эшби, агент транспортной компании

Сопрано

Баритон

Тенор

Тенор

Бас

Баритон

Тенор

Баритон

Баритон

Тенор

Тенор

Баритон

Бас

Бас

Меццо сопрано

Баритон

Бас

Тенор

Сонора

Трин

Сид

Белло

Гарри

Джой

Хеппи

Ларкенс

}

Золотоискатели

Билли

Джекребит, индеец

Уокли, его жена

Джек Уэлеч

Джозе Кастро, метис, из банды Рамереца

Почтальон

Золотоискатели.

Действие происходит в Калифорнии в 1849-1850 гг.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1905 году в Нью-Йорке Пуччини присутствовал на премьере драмы Давида Беласко «Девушка с золотого Запада». Спектакль произвел на него огромное впечатление. Как раз в это время композитор искал сюжет для новой оперы; «Девушка с золотого Запада» привлекла его внимание суровым романтическим колоритом

полуцивилизованной Калифорнии в период охватившей ее «золотой лихорадки». Пуччини задумал создать оперу, в музыке которой воплотились бы образы, близкие героям Брет Гарта и типичные для целого этапа американской жизни.

Либретто по драме Беласко взялись делать поэты К. Цангарини и Г. Чивинини. В 1910 году создание оперы было завершено. Премьера «Девушки с Запада» состоялась 10 декабря 1910 года в Нью-Йорке под управлением Тосканини. Партию Джонсона исполнял Карузо. Спектакль прошел с триумфальным успехом.

На сценах советских театров опера идет под названием «Девушка из Калифорнии».

МУЗЫКА

«Девушка с Запада» отмечена стремительностью развития действия, яркой театральностью, свежестью музыкального языка и оркестровой палитры. Хотя порой она грешит мелодраматизмом и внешними эффектами, в целом в опере, безусловно, преобладают достоинства.

Вступление концентрирует в себе лирические настроения оперы. Первый акт — широко развернутая жанрово-бытовая сцена. Сольные реплики чередуются с ансамблевыми, речитативные фразы — с краткими восклицаниями. Вставной номер — грустно меланхолическая песня Уэлеча «Вспоминая обо мне, сон теряет мать родная» — выдержан в народном духе. Большого драматического накала достигают последующие массовые сцены.

Перелом наступает в момент выхода Минни, когда в оркестре появляется распевная лирическая тема, рисующая ее пленительный облик. Сцена Минни и Рэнча вначале сдержанна, приглушенно сумрачна; затем партия Рэнча приобретает лирическую окраску, а в речах Минни воцаряется спокойствие. В сцене Минни, Джонсона и Рэнча ведущую роль играет оркестр; он передает внутреннее волнение Минни и Джонсона,.речитативные фразы которых внешне безразличны. Звучит вальс-бостон эстрадного плана, на него накладываются злобные реплики Рэнча, восклицания хора. Беззаботный танцевальный ритм вытесняется мрачным маршем, на фоне которого разворачивается сцена золотоискателей с бандитом Кастро.

Сцена объяснения Минни и Джонсона, начинаясь в спокойных лирических тонах, к заключению акта достигает огромного эмоционального напряжения.

Краткое оркестровое вступление ко второму акту наделено экзотически терпким колоритом, призванным охарактеризовать индейцев. Те же суровые архаические звучания сохраняются в сцене Билли и Уокли. Сцена Минни и Джонсона покоряет широким мелодическим дыханием, искренностью и эмоциональной полнотой. С приходом золотоискателей в музыке возникают тревожные краски.

Скорбное ариозо Джонсона «Позволь мне только слово» сопровождается мелодико-ритмическими оборотами похоронного марша.

Беседа Рэнча и Ника звучит на фоне одиночных, словно застылых аккордов. Последующие ансамблевые сцены носят возбужденный характер. Ариозо Джонсона «Дайте ей поверить» полно отчаяния и скорби. В сцене Минни с золотоискателями глубоко драматические интонации сменяются жалобными, ласково-молящие — страстными.

Заключительный дуэт Минни и Джонсона «Прощай, прекрасная родина, прощай, моя Калифорния» в сопровождении хора носит просветленный, умиротворенный характер.




Краткое изложение Джакомо Пуччини. Девушка с Запада