Краткое изложение из народного эпоса былина «Авдотья Рязаночка»

Былина об Авдотье Рязаночке отразила конкретное историческое событие: безжалостное уничтожение Рязани в 1237 году ханом Батыем. Набеги чужеземцев на Русь продолжались и после освобождения от монголо-татарского ига, поэтому хан Батый назван в былине Бахметом турецким. Оставшись одна в разоренной врагом Рязани, Авдотья Рязаночка, «молодая женка», отправилась к Бахмету турецкому, чтобы освободить своих соотечественников из вражеского полона. Пройдя «три заставы великие» — реки, озера глубокие; чистые поля широкие и темные леса со

зверьем лютым, Авдотья явилась к старому королю Бахмету турецкому. Пораженный смелостью и храбростью молодой женщины, он не только отдал ей пленных рязанцев, но и наделил золотом.

Авдотья вернулась на родину, в «Рязань опустелую», и на это золото построила город заново. Как старый король Бахмет турецкий Воевал он землю российскую, Добывал он старую Рязань-город подлесную. Он стоял под городом со своей силой-армией.

Да й разорил Рязань-город подлесную, Разорил Рязань-де город на-пусто. Он в Рязани князей, бояр всех вырубил, Да и княгинь, боярынь-то тех живых в полон побрал,

Полонил он народу многи тысячи. Он

повел-то полон в свою землю турецкую, Становил на дороге три заставы великие: Первую заставу великую — Напускал реки, озера глубокие; Другую заставу великую — В чистых полях широких Становил воров-разбойников; А третью заставу — в темных лесах Напустил зверьев лютыих. Только в Рязани во городе Оставалась одна молодая женка Авдотья Рязаночка.

Она пошла в землю турецкую Да ко старому королю ко Бахмету турецкому, Да она пошла полону просить. Шла-то она не путем, не дорогою. Да глубоки-то реки, озера широкие Те она плывом плыла; А мелкие-то реки, озера широкие Да те ли она бродом брела. Да прошла ли она заставу великую, А чистые поля те широкие, Воров-разбойников тех о полден прошла.

Да прошла-то вторую заставу великую, Да темны те леса дремучие, Лютых зверей тех о полночь прошла. Приходила во землю турецкую Ко старому королю Бахмету турецкому, Да в его ли палаты королевские. Она крест-то кладет по-писаному, А поклоны-то ведет по-ученому, Да она бьет королю-то челом, низко кланяется: — Да ты, государь король-то Бахмет турецкий-то! Разорил ты нашу старую Рязань-город подлесную,

Да ты князей наших, бояр всех повырубил, Ты княгинь наших, боярынь тех живых в полон побрал, Ты брал полону народу много тысячей, Ты завел полон в свою землю турецкую. Я молодая женка Авдотья Рязаночка, Я осталась в Рязани одинешенька. Я пришла сюда к тебе, сама да изволила: Не возможно ли будет отпустить мне народу сколько-нибудь пленного, Хоть бы своего-то роду-племени? Говорит король Бахмет турецкий-то: — Молодая ты женка Авдотья Рязаночка!

Как я разорил вашу стару Рязань подлесную, Да я князей, бояр я всех повырубил, Я княгинь, боярынь да тех живых в полон побрал, Да я брал полону народу многи тысячи, Я завел полон в свою землю турецкую, Становил на дорогу три заставы великие: Первую заставу великую — Реки, озера глубокие. Вторую заставу великую — В чистые поля широкие Становил лютых воров-разбойников. Да третью заставу великую — В темные леса те дремучие Напустил я лютых зверей. Да скажи ты мне, женка Авдотья Рязаночка, Как ты эти заставы прошла и проехала? Ответ держит женка Авдотья Рязаночка: — Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то!

Я эти заставы великие Прошла не путем, недорогою. Как я реки, озера глубокие — Те я плывом плыла. А чистые поля те широкие.

Воров-то, разбойников — Тех-то я о полден прошла (О полден воры — разбойники Они опочив держат). Темные леса-то, лютых зверей —

Тех-то я в полночь прошла. Да те ли речи королю прйлюбилися, Говорит старый король Бахмет турецкий-то: — Ай же ты, молодая женка Авдотья Рязаночка! Да умела с королем речь говорить, Да умей попросить у короля из полона-то головушку, Да которой головушки больше век не нажить будет. Да говорит молодая женка Авдотья Рязаночка: — Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то!

Я замуж выйду да с мужем наживу. Да у меня будет свекор — стану звать батюшкой, Да ли будет свекровь — стану звать матушкой, А ведь буду у них снохою слыть. Да поживу с мужем — я сынка рожу, Да вспою-вскормлю — у меня и сын будет. Да станет меня звать матушкой.

Да я сынка женю да и сноху возьму, Да буду ли я и свекровью слыть. Да еще же я поживу с мужем, Да и себе дочь рожу. Да вспою-вскормлю — у меня и дочь будет, Да станет меня звать матушкой. Да дочку я замуж отдам, Да й у меня и зять будет, И буду я тещей слыть. А не нажить-то мне той будет головушки, Да милого-то братца любимого.

И не видать-то мне братца будет век и по веку. Да те ли речи королю полюбилися, Говорил-то он женке таковы слова: — Ай же ты, молодая женка Авдотья Рязаночка! Ты умела просить у короля из полона головушку, Да которой-то не нажить и век будет. Когда я разорял вашу старую Рязань-город подлесную, Я князей, бояр-то всех повырубил, А княгинь, боярынь я тех живых в полон побрал, Брал в полон народа много тысячей,

Да убили у меня милого братца любимого, Не нажить мне братца будет век и по веку! Да ты, молодая женка Авдотья Рязаночка, Ты бери-ка народ свой полоненный-то Да уведи его в Рязань до единого. Да за твои те слова за учливые Да ты бери себе золотой казны Да в моей-то земле во турецкой-то, Да ли столько бери себе, сколько надобно. Тут женка Авдотья Рязаночка Брала себе народ полоненный-то, Да и взяла она золотой казны Да из той земли из турецкой-то, Да сколько ей было надобно.

Да привела-то народ полоненный-то Да во ту ли Рязань во опустелую, Да она построила Рязань-город наново. Да с той поры Рязань стала славная, Да с той поры стала Рязань-то богатая, Да тут ли в Рязани Авдотьино имя возвеличилось. Да и тем дело кончилось.




Краткое изложение из народного эпоса былина «Авдотья Рязаночка»