Краткое изложение произведения Оксаны Иваненко «Навеки в единой семье»

Из Москвы на Украину едет большое посольство. Во главе его боярин Бутурлин. Везде по дороге, в украинских селах и городах, люди выходят встречать их. За пять верст от Переяслава выезжают их встречать казацкие отряды со знаменами, трубачами и литаврами.

В январе 1654 года приезжает посольство в украинский город Переяслав. Почтительно встречает русских представителей население города. На 8 января назначен совет. Это не обычный совет, а «явка всего народа».

Вся старшина, старейшие Казаки прибывают сюда по призыву Хмельницкого. Украинская

шляхта, казачество, Мещане, купечество, крестьяне из всей освобожденной Украины собираются в Переяслав. Морозное ясное утро.

Белый снег слепит глаза. И в 11 часов гетман в праздничной одежде, с булавой в руках выходит на помост посреди огромной площади. С ним — генеральный писарь, полковники и другая старшина. Генеральный есаул подает народу знак, и среди немой тишины звучит голос гетмана:

— Господа полковники, есаулы, сотники, и все войско запорожское, и все православные христиане, — обращается он к народу и напоминает о том: что освобождены они из-под вражеского долголетнего ярма, но все же несколько

лет точится кровопролитная война. Он говорит, что необходимо выбрать, с кем быть в дружбе, чтобы закончились эти страшные войны.

— Поэтому, — это голос Богдана Хмельницкого, — и собрали совет, чтобы выбрать, к какому царю хочет народ. Первый — царь турецкий, второй — хан крымский, третий — король польский, четвертый — царь Алексей Михайлович, самодержец России. Турецкий царь — бусурман. Всем нам известно, какую беду терпят братья наши, православные христиане, греки. Крымский хан тоже бусурман, мы по нужде водили с ним дружбу, но приняли от него невыносимые мучения.

О том, какое беспощадное пролитие крови христианской, какой плен был нам у польских господ, не надо вам и говорить. А православный царь одной с нами веры. Он прислал к нам бояр.

Мы не найдем лучшего друга, чем русский народ. В ответ звучит голос всего народа:

— Будем с русским народом! Чтобы навеки едины были!

Вопрос для беседы

1. О каком событии идет речь в произведении Оксаны Иваненко?

2. Почему был созван Переяславский совет?

3. Почему украинский народ единодушно решил: — будем с русским народом!?

4. Какое значение имела Переяславская Рада для братских народов?

5. Какова главная мысль текста?

Предыдущие упражнения: в тексте есть архаизмы, и, используя представленный материал, объяснить их значение:

Боярин — лицо, которое имело в России до Петра І высочайший сан, звание среди служащих; литавры — разновидность барабана, ударный музыкальный инструмент; довбыш — литаврист; бусурман — человек другой веры; есаул — выборное служебное лицо, которое занимало одну из военных должностей на Украине в XVII-XVIII столетиях.

2. Назвать, какие служебные части речи есть в предложениях: О том, какое беспощадное пролитие крови христианской, какой плен был нам у польских господ, не надо вам и говорить. Мы не найдем лучшего друга, чем русский народ.

3. Объяснить разделительные знаки в предложениях: Поэтому,- это голос Богдана Хмельницкого, — и собрали совет, чтобы выбрать, к какому царю хочет народ. Первый — царь турецкий, второй — хан крымский, третий — король польский, четвертый — царь Алексей Михайлович, самодержец России.

Ориентировочный план

Украина встречает русских послов. Историческое утро. Обращение Богдана Хмельницкого. «Будем с русским народом!»




Краткое изложение произведения Оксаны Иваненко «Навеки в единой семье»