Краткое изложение романа Ганса Фаллада «Что же дальше, маленький человек?»

В романе «Что же дальше, маленький человек?» , написанном в пору, когда в Германии, как и в других капиталистических странах, разразился жестокий экономический кризис, Фаллада повествует о людях, доведенных кризисом до полной нищеты и безысходности.

Роман открывается прологом «Беспечные». Мелкий служащий Иоганн Пиннеберг и его невеста, молодая работница Эмма, полны надежд на счастье и строят радужные, хотя и скромные жизненные планы. Автор ведет затем своих героев по социальной лестнице вниз, отмечая ее ступени характерными приметами:

они снимают вначале большую комнату с плюшевой мебелью в состоятельном районе Берлина; потом переезжают на улицу победнее, в комнату поменьше, в которой все же стоит золоченая кровать ; потом — на окраину, на антресоли какого-то сарая, похожие на куриный насест; потом — за пределы Берлина, в крошечную каморку с кухней «размером с полотенце»; в финальной главе полицейский сталкивает Пиннеберга с тротуара, как бы символизируя этим, что «маленькому человеку» нет места в буржуазииной Германии. Ему враждебна при капитализме вся система жизни.

Он чувствует себя в буржуазном городе затерянным, как

в джунглях, из которых не может выбраться и где его каждый миг подстерегает смертельная опасность.

В такой трактовке темы Ганс Фаллада близок Чарльзу Диккенсу, замечательному английскому романисту. Но у Фал-лады «маленький человек» загнан, придавлен к земле, унижен сильнее, чем у Диккенса. Хотя порой он и пытается сохранить внутреннюю независимость, он все же много меньше, чем герой Диккенса, способен сопротивляться давлению извне.

Пин-небергу хочется быть не рабочим, а буржуа, жить «прилично», он пренебрежительно относится к тем, кто еще беднее, чем он.

Не в меньшей мере Фаллада обязан художественным открытиям Ф. М. Достоевского, с невиданной ранее глубиной изобразившего униженных и оскорбленных.

Герой Фаллады — жертва буржуазного мира, но и в какой-то мере его часть. Фаллада видит всю опасность духовного опустощения «маленького человека», но он также видит присущие — ему добрые начала и возлагает надежду на их укрепление.

Последняя глава романа названа «Все кончено», — таков итог разрушения наивных надежд Пиннеберга и Эммы. За ней следует, однако, эпилог — «Все продолжается», — заголовок которого можно трактовать по-разному: и в том смысле, что жизнь буржуазного города идет своим чередом, что бы ни случилось с кем-либо из его обитателей, и как протест против отчаяния: ведь Ганс и Эмма по-прежнему любят друг друга, и потому свет звезд не гаснет для них. Фаллада не мог быть равнодушным к нужде и унижениям, какие выпадали на долю его героев в мире капитализма, тем более что он и сам принадлежал к среднему слою и много бедствовал.

Но особую тревогу вызывало в нем растущее обес-человечивание человека под давлением социальной несправедливости, буржуазного эгоизма и агрессивной нацистской политики. Фаллада не эмигрировал в 1933 г. из Германии, не представляя себя как писателя вне ее пределов, и своими глазами видел, как происходило перерождение буржуазной республики в фашистский рейх. Пиннебергу и Лемхен, как их ни давит нужда, ни угнетает страх перед будущим, еще удается сохранить человеческое достоинство.




Краткое изложение романа Ганса Фаллада «Что же дальше, маленький человек?»