Краткое изложение романа Мартина Вальзера «Болезнь Галлистля»

Творчество Мартина Вальзера обращено главным образом к проблемам Федеративной республики Германии, хотя и затрагивает вопросы, связанные с жизнью немцев во времена гитлеризма. В его произведениях сильно выражено социально-критическое начало. Нескрываем интерес Мартина Вальзера к идеям социализма. В романе «Браки в Филиппсбурге» писатель рассказывает о карьере Ганса Боймана, молодого человека из низов, ставшего журналистом. Он выбивается в верхи, но отнюдь не благодаря энергии и таланту.

В отличие от Жюльена Сореля Стендаля или

Эжена Растиньяка, героя романов Бальзака, Ганс этими качествами не блещет. Его главные свойства — способность к послушанию, умение приспосабливаться, безличность. Этим он и привлек заинтересованное внимание крупного предпринимателя Фолькмана, посчитавшего, что Ганс будет для него удобным зятем.

Герой трилогии Вальзера «Половина игры», «Единорог», «Крушение» Ансельм Кристляйн — коммивояжер, потом владелец небольшой конторы по продаже нагревательных приборов, потом писатель. На его примере вновь показано, что человек в условиях буржуазных отношений, нивелирующих личность, приспосабливаясь

к обстоятельствам, теряет свое лицо, утрачивает цельность характера, забывает о высоких стремлениях, если они у него и были. Эту тему Мартин Вальзер углубляет в романе «Болезнь Галлистля» . Иозеф Георг Галлистль болен безразличием ко всему, что его окружает, утратой представления о смысле жизни.

Люди, его окружающие, — архитектор, поэт, химик — заражены той же болезнью. У них полностью отсутствует интерес к чему бы то ни было, кроме собственного делового успеха, их характеры стандартизованы до полной потери индивидуальности. Недаром Вальзер не дает им имен, ограничиваясь буквенными их обозначениями.

Их обезличенность достигла крайней степени.

Для Галлистля же открывается возможность выздоровления. Он знакомится с коммунистами и впервые начинает догадываться о том, что человек вовсе не обречен на непременное одиночество, что если у людей есть высокая общая цель, им не грозит обезличение. На фоне обостренного внимания к социально-нравственным проблемам современности в литературе ФРГ 60-70-х гг. возник новый взлет интереса к теме второй мировой войны, наблюдаемый в этот период в литературе многих стран. С дистанции времени открылась возможность на новом уровне глубины осмыслить события военных лет. Потребность в этом не в последнюю очередь диктовалась необходимостью борьбы против неофашизма, активизировавшего свою деятельность.

Нужно было со всей прямотой указать западным немцам на эту опасность, напомнить о суровых уроках истории, о которых кое-кто слишком скоро сумел позабыть. К тому побуждали факты агрессии и насилий в мире — военные действия США во Вьетнаме, фашистский переворот в Чили, трагедия Кампучии, события в Сальвадоре.




Краткое изложение романа Мартина Вальзера «Болезнь Галлистля»