Краткое изложение Тихон Николаевич Хренников. Мать

МАТЬ

Опера в четырех актах

Либретто А. М. Файко

Действующие лица:

Пелагея Ниловна

Павел Власов, ее сын

Сашенька

Андрей Находка

Меццо сопрано

Баритон

Сопрано

Бас

Весовщиков

Самойлов

Мазин

Букин

}

Рабочие, друзья Павла

Бас

Тенор

Тенор

Баритон

Егор Иванович

Сизов, старый рабочий, дядя Мазина

Мария Корсунова, вдова, торговка, соседка

Власовых

Директор

фабрики

Исай Горбов, табельщик

Пьяный купчик

Жандармский офицер

Офицерик

Председатель суда

Судебный пристав

Тенор

Бас

Меццо сопрано

Баритон

Тенор

Тенор

Тенор

Тенор

Тенор

Бас

Члены суда, девушки, сторожа, жандармы, конвойные, рабочие, жители слободки, пассажиры.

Действие происходит в Сормове в канун революции 1905 года.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Основой сюжета оперы послужила повесть А. М. Горького «Мать» — классическое произведение социалистического реализма. «Летом 1950 года, — рассказывает Т. Н. Хренников,

— я перечитал горьковскую повесть. И мне сразу же стало ясно, что обязательно буду писать оперу на ее сюжет. И понятно почему: революционный пафос соединяется в произведении Горького с глубоким проникновением в тайники человеческой души… Образ Ниловны сразу вошел в мое сознание».

К работе над оперой композитор приступил в 1953 году, после завершения новой редакции оперы «В бурю». Чтобы глубже проникнуться атмосферой оперы, композитор побывал в Горьком. Здесь он познакомился с женой Заломова, послужившего прототипом образа Павла Власова, встречался. с кадровыми рабочими, старыми большевиками — участниками первых маевок. От них композитор услышал песни, которые пелись на рабочих сходках в канун революции 1905 года.

Из этих песен родилась мелодия хора «Праздник светлый» в картине маевки. Кроме того, композитору удалось, по его словам, «почувствовать интонацию рабочей кадрили», которая вошла в ту же картину.

Опера была завершена в 1956 году. Премьера состоялась 26 октября 1957 года в Москве, в Большом театре Союза ССР.

Либретто, написанное драматургом А. М. Файко, близко к горьковской повести. В центре оперы — душевные переживания Ниловны, которая через любовь к сыну пришла в ряды борцов за революцию.

СЮЖЕТ

Домик Власовых на окраине рабочей слободки. Осенний субботний вечер. Пелагея Ниловна, ожидающая возвращения сына, встревожена происшедшей в нем переменой — Павел стал молчаливым, всегда погружен в книги. Ее соседка, разбитная вдовушка Мария Корсунова, утверждает, будто, по слухам, он организует секту. Явившись, наконец, со связкой книг, Павел сообщает матери, что начиная с сегодняшнего дня у них каждую субботу будут собираться его друзья.

Ниловна просит сына сказать ей — кто эти друзья, какие книги он читает по ночам. Поколебавшись сначала, Павел рассказывает матери о своих товарищах-революционерах, о запрещенных книгах, которые учат, как бороться за правду. На сходку являются рабочие Андрей Находка, Николай Весовщиков, Федор Мазин, а также городские девушки, среди которых Сашенька. Происходящее в доме очень интересует фабричного табельщика Исая Горбова. Но окно занавешено.

Тогда Горбов просит Марию Корсунову последить за соседями. Мария спешит предупредить Ниловну, что табельщик — шпион: пусть Павел будет поосторожней.

Спустя две недели у Власовых поселился Андрей Находка. Веселый, жизнерадостный, он сразу же пришелся Ниловне по душе. Находка рассказывает ей, что Павел и Сашенька любят друг друга, но сдерживают свои чувства — семья может отвлечь их от дела, которому они решили посвятить свою жизнь. Собирается очередная сходка.

В ней участвует только что вышедший из тюрьмы Егор Иванович, опытный революционер, земляк Ниловны. Вскоре после ухода подпольщиков в дом врываются жандармы, приведенные Горбовым. Они ищут листовки, которые все чаще стали появляться на фабрике. Ничего не обнаружив, они все же арестовывают Павла, Находку и оставшегося на ночевку Весовщикова.

Возвращается Егор Иванович, который, завидев жандармов, прятался неподалеку. Необходимо по-прежнему распространять листовки, — говорит он Ниловне, — тогда с Павла и его друзей подозрение спадет. Ниловна вспоминает, что Корсунова как-то предлагала идти к ней в помощницы — торговать на фабрике обедами.

Быть может, вместе с обедами удастся проносить листовки…

Фабричные сторожа тщательно обыскивают у проходной рабочих — каждый день кто-то проносит листовки. Но Ниловне, которая с трудом тащит тяжелые ведра на коромысле, делают исключение. На фабрике в этот обеденный перерыв неспокойно. Рабочие возмущены несправедливостью — директор решил с каждого рабочего рубля отчислять копейку на осушение болот. Стихийно возникает митинг.

Молодой рабочий Самойлов призывает бросить работу и объявить стачку. Но директор арестовывает его, грозя остальным штрафом. Стачка не удалась.

Ниловна вместе с обедами незаметно раздает листовки.

Из тюрьмы возвращаются Павел и Андрей Находка. Их дружба еще более окрепла. Когда с фабрики приходит мать, Павел горячо благодарит ее за помощь в их общем деле. Теперь у подпольщиков новое задание — они должны готовиться к Первомаю.

Узнав, что Павел решил нести впереди демонстрации знамя, Ниловна и Сашенька не могут скрыть своей тревоги: ведь за это ему снова грозит тюрьма! Но решение Павла твердо.

Раннее первомайское утро. На центральной площади слободки пикеты рабочих преграждают дорогу тем немногим, кто собирается в этот день работать. Площадь постепенно заполняется народом. Любящая повеселиться Корсунова затевает песни и пляски.

Когда Николай Весовщиков, только что освобожденный из тюрьмы, обращается к народу с призывом дать открытый бой, Павел останавливает его — праздник и демонстрация не должны быть сорваны. Со знаменем в руках Павел становится во главе демонстрации. Неожиданно перед ней выросла грозная стена солдат. Толпа дрогнула и стала редеть.

Группа смельчаков с пением революционной песни двинулась вперед. Но силы слишком неравны. Солдаты схватывают безоружных людей.

На опустевшей площади остается лежать красное знамя со сломанным древком. Ниловна бережно подымает его.

В городской квартире ненастным осенним вечером Сашенька с нетерпением ждет Ниловну — она должна принести согласие Павла на побег. Все мысли Сашеньки устремлены к любимому, который уже полгода томится в тюрьме. Раздается стук в окно. Это — Весовщиков, бежавший из заточения.

Но Павел и его друзья на побег не согласились. Вернувшаяся со свидания с сыном Ниловна сообщает, что они решили дождаться суда — сказать судьям и народу всю правду.

Зал суда. Подсудимым дают последнее слово. Как приговор звучит страстная речь Павла: цепи самодержавия будут сорваны с народа, рабочий класс победит, превратит труд в творчество и радость! Судьи поспешно удаляются на совещание. Родственникам разрешено проститься с подсудимыми, которых ждет — все это знают заранее — вечная ссылка в Сибирь.

Но не страх переполняет душу Ниловны, а радость и гордость за сына. Его речь должна быть напечатана, и Ниловна сама повезет ее по селам. Сашенька уже не скрывает своей любви — она поедет за Павлом в ссылку, поможет ему бежать.

Приговор суда Павел и его друзья встречают революционной песней.

Вокзал, помещение третьего класса. Пьяный купчик, швыряя кредитными билетами, угощает разношерстную компанию. Появляется Ниловна в одежде странницы-богомолки.

В условленном месте ей передают чемодан, наполненный листовками с речью Павла. Вдруг Ниловна замечает следящего за ней Исая Горбова. Бежать уже поздно. Подосланный Горбовым сторож обвиняет ее в воровстве и хочет отнять чемодан. Тогда Ниловна раскрывает его и бросает в толпу листовки.

Она говорит о вчерашнем суде, о своем сыне и его речи, которую везет людям, чтобы они узнали правду. Пока жандармы расталкивают толпу, окружившую женщину тесным кольцом, Ниловна успевает разбросать последние листовки. Гневно и грозно звучит ее голос: «Кровью разума не зальют, морями крови не угасят правды…».




Краткое изложение Тихон Николаевич Хренников. Мать