Краткое содержание: Баня, Маяковский
Баня — драма в шести действиях с цирком и фейерверком
Среди столов и чертежей товарищ Фоскин запаивает воздух паяльной лампой. Чудаков переходит от лампы к лампе, пересматривая чертеж. Вбегает Велосипедкин. Чудаков рассказывает ему о своей идее — создать машину времени. Велосипедкин хочет проверить машину на себе, но Чудаков опасается.
Тогда Фоскин предлагает сунуть в машину облигацию: «Может, она через пять минут уже сто тысяч выиграет». Деньги он хочет отдать Чудакову на опыты с машиной.
Стучат в дверь. Входят Иван
Велосипедкин отводит в сторону Ивана Ивановича и просит помочь Чудакову протолкнуть его изобретение. Понт Кич предлагает свою помощь, Велосипедкин отказывается и вежливо его провожает, стянув из кармана иностранца-шпиона блокнот с записями. Он говорит изобретателю, что добудет деньги: уже агитировал секретаря главначпупса Оптимистенко, бухгалтера Ночкина, но ничего не может сделать с главначпупсом
Вбегает Поля, размахивая пачкой денег: их передал Ночкин.
Машину доделывают и запускают. После взрыва Чудаков выхватывает из машины обрывок бумаги — письмо, написанное пятьдесят лет назад. Слова и цифры «БД 5-24-20», похожие на телефонный номер, они расшифровывают следующим образом: «Буду двадцать четвертого, в двадцать часов». Двадцать четвертое число — завтра. Чудаков говорит, что край бумаги обожжен из-за того, что в полете письмо столкнулось с каким-то предметом, значит, на пути гостя из будущего есть какое-то препятствие.
Чтобы обезопасить его прибытие, нужны деньги. Велосипедкин готов опять обивать пороги чиновников, чтобы добыть деньги. Приходит преддомком, жалуясь на то, что дым от опытов идет вверх и мешает товарищу Победоносикову.
В приемной Победоносикова длинный ряд просителей, их выслушивает секретарь Оптимистенко. Входят Велосипедкин и Чудаков, Оптимистенко показывает им принятое решение: «Отказать». Секретарь объясняет, что изобретение машины времени не входит в перспективный план на квартал.
Победоносиков в своем кабинете диктует машинистке Ундертон речь об открытии новой трамвайной линии для рабочих. Одновременно с этим он вызывает Ночкина, листает бумаги, звонит по телефону, путается и говорит то про Толстого, то про Пушкина. К нему приходит художник Бель — ведонский с эскизами стульев для кабинета.
Победоносиков выбирает стул Луи Четырнадцатого, но требует выпрямить ему ножки, убрать золото и украсить советским гербом. Сидя за письменным столом, он позирует для портрета верхом на коне. В приемную заходит Ночкин. Победоносиков начинает ругать его за растрату двухсот сорока рублей.
Это те самые деньги, которые Поля, жена Победоносикова, принесла Чудакову. В свое оправдание Ночкин выдумывает, что Маркс тоже играл и проигрывал деньги, в том числе казенные. Это заставляет Победоносикова задуматься: «Конечно, этот исторический случай заставит нас, ввиду исторического прецедента, подойти внимательнее к вашему проступку, но все же…». Тут Ночкин признается, что он выдумал сей исторический факт: «Да разве вы человека поймете? Вам только чтоб образцам да параграфам соответствовало.
Эх ты, портфель набитый! Клипса канцелярская!» Победоносиков пытается задержать бухгалтера за издевательство над Марксом, но в ответ получает обещание сообщить в соответствующие органы. Тут же Победоносиков находит, как скрыть пропажу денег.
Чудаков и Велосипедкин пытаются прорваться к главначпупсу, говорят, что нужно предотвратить возможный взрыв, но секретарь пропускает вне очереди Мезальянсову, а потом объявляет, что прием закончен.
В третьем действии возникает эффект театра в театре. Режиссер говорит о необходимости задержать действие, спрашивает присутствующих о впечатлениях. Победоносиков в качестве высокопоставленного начальника, приглашенного на просмотр, говорит, что в жизни такого не бывает и негоже ответственного товарища называть глав — начпупсом. По его мнению, «все надо переделать, смягчить, опоэтизировать, округлить…». Он убежден, что начальник не может быть отрицательным персонажем, а театр должен ласкать глаз, а не будоражить.
Тогда режиссер предлагает ироничную пантомиму «Труд и капитал актеров напитал». Она вызывает у Победоносикова восторг.
В первый ряд пытается пробраться Велосипедкин. Он обращается к зрителю Победоносикову, но тот не хочет слушать: он в отпуске. Режиссер просит Велосипедкина не скандалить: «Он же не из пьесы. Он просто похож, и умоляю вас, чтобы они не догадались.
Вы получите полное удовлетворение по ходу действия». Начальники уходят, режиссер приглашает всех на сцену. Пьеса продолжается. На лестнице ссорятся супруги Победоносиковы.
Победоносиков уезжает на Кавказ без жены. Поля возмущается, она видела, что мужу принесли два билета. Победоносиков объясняет, что на отдыхе он будет обдумывать речи и берет с собой Мезальянсову в качестве стенографистки.
Муж заталкивает Полю в квартиру, а на лестнице показываются Велосипедкин, Чудаков, Двойкин и Тройкин, они несут машину времени. Ставят ее на площадке перед квартирой Победоносикова, после взрыва в ней появляется фосфорическая женщина. По ее словам, она послана из 2030 г. для того, чтобы отобрать лучших для переброски в коммунизм.
Победоносиков приглашает всех к себе.
Создано новое «Бюро по отбору и переброске в коммунистический век», оно располагается в бывшем кабинете Победоносикова. Победоносиков требует пропустить его в коммунизм вне очереди, он пришел с двумя чемоданами. Фосфорическая женщина говорит, что возьмет с собой «тех, кто сохранится в ста годах».
Победоносиков хочет опорочить изобретателей перед фосфорической женщиной, выставляя себя самым полезным человеком. «Директивы провожу, резолюции подшиваю, связь налаживаю, партвзносы плачу, партмаксимум получаю, подписи ставлю, печать прикладываю… Ну, просто уголок социализма», — перечисляет он свои важные дела.
Машина времени готова к путешествию. Все становятся плечом к плечу. Победоносиков и Оптимистенко говорят речи, но Чудаков делает их беззвучными. Последним в машину запрыгивает Ночкин с портфелем, преследуемый милиционером.
После взрыва остаются Победоносиков, Оптимистенко, Бельведонский, Мезальянсова, Понт Кич, Иван Иванович. Поля, как и все остальные, улетела в 2030 год.
Оптимистенко отбирает у главначпупса подаренные в качестве взятки часы. Победоносиков просит художника запечатлеть момент «смертельного оскорбления», но Бельведонский отказывается: «Ракурс у вас стал неудачный». Мезальянсова уходит с Понтом Кичем. Победоносиков обращается к зрительному залу: «И она, и вы, и автор — что вы этим хотели сказать, — что я и вроде не нужны для коммунизма?»
Краткое содержание: Баня, Маяковский