Краткое содержание — Батальоны просят огня — Бондарев
Ю. Бондарев — повесть «Батальоны просят огня». В повести «Батальоны просят огня» писатель показывает, какой нечеловеческой ценой досталась нам победа. В центре повествования — судьба двух батальонов.
Два батальона под командованием майора Бульбанюка и капитана Максимова должны были форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Золотушино и в районе лесничества для последующего развития наступления дивизии. Батальонам был дан приказ завязать бой, затем подать сигнал дивизии — «просим огня». После чего
Для поддержки же батальонов во время боя были выделены два орудия под командованием капитана Ермакова и батарея лейтенанта Жарова.
Однако в ходе боевых действий планы командования изменились. Дивизии, которая должна была поддерживать батальоны огнем, приказано сняться с боевых позиций, соединиться с другой дивизией. В результате командир дивизии полковник Иверзев отзывает все полки, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель. Батальоны подают сигнал о поддержке огнем, но она не приходит.
Капитан Ермаков
Ермаков выводит из окружения своих людей, оставшихся в живых.
Во второй части повести мы видим ряд превосходно выписанных батальных сцен, перемежающихся с анализом душевного состояния персонажей. «Я пытался из различных ощущений героев повести создать картину боя, — замечает автор. — Показать, как с разным настроением и в самый ответственный момент испытания мужества дрались и умирали люди». И писатель смог достичь своей цели. Вот Орлов отдает приказ пулеметчику чаще менять позицию, он кричит, голос его срывается, потом сам ложится за противотанковое ружье, трижды промахивается, возвращает солдата, пытающегося вылезти из окопов.
Вот из трофейного пулемета уничтожает немецкую пехоту Жора Витьковский, на помощь остаткам батальона спешит молоденький лейтенант Ерошин, но погибает под авиабомбежкой.
Капитан Ермаков винит себя в гибели своих бойцов: «Я командовал батальоном — и остался один. Да разве это не смерть? Так зачем же я еще живу, когда все погибли?» Также Ермаков считает виноватым в гибели батальона полковника Иверзева, командира дивизии. И он обвиняет в гибели людей комдива.
Иверзев в романе думает о судьбе всей операции, Ермаков — о конкретных людях. Таким образом, Ю. Бондарев затрагивает в повести важнейшую социальную и нравственную проблему — соотношение норм права и морали. И на этот вопрос у автора нет однозначного ответа.
Он как бы приглашает читателя к размышлению.
Оба этих образа выписаны в повести крупным планом. Капитан Ермаков — мужественный человек, решительный, прямолинейный, практически не склонный к рефлексии. Он бросает обвинение в лицо комдиву, не думая о последствиях. Так велит ему поступить совесть, понятие об офицерской чести.
И он подвергается аресту. Потом его освобождают, представляют к награде. Однако и образ полковника Иверзева в повести достаточно сложен.
На первый взгляд он кажется резким, жестким человеком. Это автор передает уже в самом портрете героя. «Полковник Иверзев, румяный, светловолосый, с синими холодными глазами, одетый в прекрасно сшитый стального цвета китель, твердо и жестко посмотрел на Бориса и сочным голосом сказал: Опаздываете, капитан Ермаков!.
Слушая комдива, Ермаков обратил внимание на его руку, сжатую в кулачок, и подумал, что «кулачок этот беспощадно силен, властолюбив, неподатлив…» Комдив Иверзев знает, что прав, поскольку разгадал замысел врага и сорвал его. Но когда он остается наедине с собой, то это сознание собственной правоты не спасает его от мучительных дум, укоров совести. Проводив Гуляева и Ермакова, он, «бледный, словно обрюзгший сразу», ходит по комнате, «сжимая за спиной дрожащие пальцы». «Щемящая, почти физическая боль» не оставляет его. Чувства, мысли Ермакова ему понятны. «За этим офицером стояла своя правда, правда ответственности за гибель батальона, за ним же, Иверзевым, стояла еще большая правда — ответственности за всю дивизию».
В финале романа Иверзев поднимает солдат в атаку, получает ранение в руку, потом он просит представить к награде погибших и оставшихся в живых бойцов, в том числе и капитана Ермакова.
Таким образом, в повести определился подход Ю. Бондарева к изображению человека на войне, восприятию ее изнутри: глазами, умом, сердцем бойца, стреляющего из автомата. Это человек, проходящий, по выражению автора, «проверку на человечность через испытание огнем». Через это испытание проходят все персонажи повести, война становится проверкой нравственных качеств человека.
Краткое содержание — Батальоны просят огня — Бондарев