Краткое содержание — Горячий снег — Бондарев
Ю. Бондарев — роман «Горячий снег». В 1942-1943 годах в России развернулась битва, которая внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в Великой Отечественной войне. Тысячи простых солдат, дорогих кому-то, любящих и любимых кем-то людей не пощадили себя, кровью своей отстояли город на Волге, нашу будущую Победу. Бои за Сталинград длились 200 дней и ночей. Но мы сегодня вспомним лишь об одних сутках, об одном бое, в котором сфокусировалась вся жизнь.
Об этом рассказывает нам роман Бондарева «Горячий снег».
Роман «Горячий
Конечно, если бы я не принимал участие в сражении, которое 2-я гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-го с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что пролегло между битвой и работой над романом, позволили мне
Это произведение не документальное, это военно-исторический роман. «Горячий снег» — рассказ об «окопной правде». Ю. Бондарев писал: «В окопную жизнь входит многое — от малых деталей — два дня кухню на передовую не привозили — до главных человеческих проблем: жизни и смерти, лжи и правды, чести и трусости. В окопах возникает необычных масштабов микромир солдата и офицера — радости и страданий, патриотизма и ожидания». Именно такой микромир представлен в романе Бондарева «Горячий снег». События произведения разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса.
Армия генерала Бессонова отражает атаку танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремится пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или провала этой операции в значительной степени зависит исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено всего несколькими днями — это два дня и две декабрьские морозные ночи.
Объемность и глубина изображения создается в романе за счет пересечения двух взглядов на события: из штаба армии — генерала Бессонова и из окопов — лейтенанта Дроздовского. Солдаты «не знали и не могли знать о том, где начнется бой, не знали, что многие из них совершают перед боями последний марш в своей жизни. Бессонов же ясно и трезво определял меру приближающейся опасности.
Ему известно было, что на Котельниковском направлении фронт едва держится, что немецкие танки за трое суток продвинулись на сорок километров в направлении Сталинграда».
В этом романе писатель проявляет мастерство и баталиста, и психолога. Характеры раскрываются у Бондарева широко и объемно — в человеческих взаимоотношениях, в симпатиях и антипатиях. В романе значимо прошлое персонажей. Так, прошлые события, фактически курьезные, определили судьбу Уханова: талантливый, энергичный офицер мог бы командовать батареей, но его сделали сержантом. Прошлое Чибисова породило в душе его бесконечный страх и определило тем самым все его поведение.
Прошлое лейтенанта Дроздовского, смерть его родителей — все это во многом определило неровный, резкий, беспощадный характер героя. В отдельных деталях в романе престает перед читателем и прошлое санинструктора Зои, и ездовых — застенчивого Сергуненкова и грубоватого, нелюдимого Рубина.
Очень важным для нас является и прошлое генерала Бессонова. Часто думает он о своем сыне, 18-летнем мальчике, пропавшем на войне. Он мог бы спасти его, оставив при своем штабе, но не сделал этого. Смутное чувство вины живет в душе генерала. В ходе развития событий появляются слухи о том, что Виктор, сын Бессонова, попал в плен.
И читатель понимает то, что вся карьера человека находится под угрозой. В ходе управления операцией Бессонов предстает перед нами как талантливый военачальник, умный, но жесткий человек, беспощадный порой к себе и окружающим. После битвы же мы видим его совсем иным: на лице его «слезы восторга, скорби и благодарности», он раздает награды оставшимся в живых солдатам и офицерам.
Не менее крупно выписана в романе и фигура лейтенанта Кузнецова. Он является антиподом лейтенанта Дроздовского. Кроме того, здесь пунктиром намечается любовный треугольник: Дроздовский — Кузнецов — Зоя. Кузнецов — храбрый, хороший воин и мягкий, добрый человек, страдающий от всего происходящего и мучающийся сознанием собственного бессилия. Писатель раскрывает нам всю душевную жизнь этого героя.
Так, перед решающим сражением лейтенант Кузнецов испытывает чувство всеобщей объединенное — ти «десятков, сотен, тысяч людей в ожидании еще неизведанного скорого боя», в бою же он ощущает самозабвение, ненависть к своей возможной смерти, полную слитность с орудием. Именно Кузнецов и Уханов спасают после боя своего раненого разведчика, лежавшего прямо под боком у немцев. Острое чувство вины терзает лейтенанта Кузнецова, когда убивают ездового Сергуненкова.
Герой становится бессильным свидетелем того, как лейтенант Дроздовский посылает Сергуненкова на верную смерть, и он, Кузнецов, ничего не может сделать в этой ситуации. Еще полнее образ этого героя раскрывается в его отношении к Зое, в зарождающейся любви, в том горе, которое испытывает лейтенант после ее гибели.
С образом Зои Елагиной связана лирическая линия романа. Эта девушка воплощает собой нежность, женственность, любовь, терпение, самопожертвование. Трогательно отношение бойцов к ней, также ей симпатизирует автор.
Авторская позиция в романе однозначна: русские солдаты совершают невозможное, то, что превышает реальные человеческие силы. Война же несет людям смерть и горе, что является нарушением мировой гармонии, высшего закона. Вот каким предстает перед Кузнецовым один из убитых бойцов: «…сейчас под головой Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвенно-белым, истонченным жуткой красотой смерти, удивленно смотрело влажно-вишневыми полуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную в клочья, иссеченную телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убило его и почему он так и не смог встать к прицелу».
Особый смысл несет в себе и название романа, являющееся оксюмороном — «горячий снег». Одновременно заглавие это несет в себе метафорический смысл. Горячий снегу Бондарева — это не только жаркий, тяжелый, кровавый бой; но это еще и некий рубеж в жизни каждого из персонажей. Одновременно оксюморон «горячий снег» перекликается с идейным смыслом произведения. Солдаты у Бондарева совершают невозможное.
С этим образом также связаны в романе и конкретные художественные детали и сюжетные ситуации. Так, во время боя снег в романе становится горячим от пороха и раскаленного металла, пленный немец говорит о том, что в России горит снег. Наконец, снег становится горячим для лейтенанта Кузнецова, когда он потерял Зою.
Таким образом, роман Ю. Бондарева многогранен: он насыщен и героическим пафосом, и философской проблематикой.
Краткое содержание — Горячий снег — Бондарев