Краткое содержание: Клоп, Маяковский
КЛОП — феерическая комедия
Президиум горсовета, охотники, дети, старики. Действие происходит в Тамбове, у универмага с вертящейся дверцей и затоваренными витринами. Рядом проходят разносчики пуговиц, яблок, кукол, абажуров, селедок, галантереи, духов; продавцы клея, шаров и книг.
Появляются Присыпкин, Розалия Павловна и Баян. Присыпкин видит бюстгальтер и просит будущую тещу купить «аристократические чепчики для двойни». Баян, хихикая, уговаривает Розалию Павловну не отказывать, ведь дом Присыпкина, который принесет в их
Таким же образом Присыпкин покупает игрушки, пуговицы. Пока Розалия Павловна торгуется с разносчиком селедки, Баян обещает сделать Присыпкину шикарную свадьбу за пятнадцать рублей и бутылку водки. Присыпкин говорит ему, что «против мещанского быта — канареек и прочего» у него крупные запросы, он мечтает о зеркальном шкафе.
Идет Зоя Березкина, прежняя возлюбленная Присыпкина, почти натыкается на говорящих, прислушивается и растерянно хватает обоих мужчин за рукава. Оба снимают ее руки, сбивая щелчком пыль.
Зоя спрашивает,
Розалия Павловна возвращается с селедкой, встает между ними, роняя покупки. Спор прерывает милиционер, требуя разойтись.
В общежитии чертит изобретатель, лежат на кровати парень с девушкой, мужчина в очках читает. Босой парень орет — потерял сапоги. Уборщик говорит, что их забрал Присыпкин, надел на свидание. Разговаривают о Присыпкине, уборщик случайно задевает коробку, она падает со стола, по полу разлетаются визитки. Выясняется, что Присыпкин сменил неблагозвучную фамилию на имя Пьер Скрипкин.
Все смеются. Девушка мечтательно говорит, что эта фамилия очень изящная, может быть, Скрипкин делает на дому культурную революцию. Входит слесарь и говорит, что Присыпкин взял расчет и теперь он не рабочий, женится на дочке парикмахера.
Возвращается Присыпкин в лакированных туфлях, бросает парню его башмаки. Баян приходит с ним и учит танцевать фокстрот. Присыпкин почесывается, Баян делает ему замечание и учит, как надо незаметно чесаться в обществе, как надо одеваться. Товарищи пытаются вмешаться, но Иван одергивает их, считает, что «своим благоустройством возвышает весь рабочий класс и имеет право отдохнуть у тихой речки».
Затем Присыпкин меряет обновки, садится на кровать и поет под гитару. Раздается выстрел. Все бросаются к двери. Застрелилась Зоя Березкина. Вызывают «скорую».
Слесарь вышвыривает Присыпкина вместе с вещами за дверь, он уезжает.
В большой парикмахерской комнате с зеркалами накрыт свадебный стол. Присыпкин не начинает свадьбу до тех пор, пока ему не говорят, что секретарь завкома не может приехать. Сочетание безвестного великого труда с очаровательным капиталом, как называет этот союз Олег Баян, совершилось. Сам Баян, как он рассказывает, раньше тоже звался неблагозвучно — Бочкиным, но с новым именем он почувствовал себя равноправным членом общества. Гости и хозяева напиваются, дерутся и опрокидывают печь.
Начинается пожар. Пожарных вызывают слишком поздно — они не могут потушить огонь, и дом рушится, все гибнут. Не находят только тело Присыпкина, решив, что он «сгорел по мелочам».
В огромном зале заседаний, оборудованном лампами и экраном, два механика, старый и молодой, протирают оборудование. Предстоит важное голосование. Включают радиораструбы, по которым будут принимать голоса.
Оратор начинает рассказывать: в Тамбове, в обледеневшем погребе, обнаружили замороженного человека.
Институт человеческих воскрешений считает возможным его оживить — каждая жизнь рабочего должна быть использована до последней секунды. Просвечивание определило, что на его руках видны мозоли, — значит, он трудящийся. После всесоюзного радиоголосования решают воскресить Присыпкина.
При эксперименте присутствует выжившая Зоя Березкина, она просит профессора не воскрешать замороженного. Профессор не понимает ее. Шестеро врачей начинают эксперимент.
Присыпкин оживает и с гитарой, примерзшей к нему пятьдесят лет назад, поднимается. Иван думает, что попал после свадьбы в отделение милиции. Тут он видит на календаре дату — 12 мая 1979 года — и в панике бежит. Зоя беспокоится, убегает за ним, он принимает бывшую возлюбленную за ее мать.
Кругом машины, он не понимает, куда попал. С воротничка его сползает клоп, Иван неудачно пытается его поймать, клоп убегает. Поняв, что он остался один в неизвестном чужом мире, Иван падает в обморок на руки Зои.
В сквере репортер разговаривает с людьми, рассказывает о том, что Присыпкин — разносчик эпидемии. Всех собак в городе он научил «служить» — вставать на задние лапы. Теперь собаки не лают и не играют, только служат, пристают к обедающим, подласкиваются и подлизываются. Врачи думают, что покусанные такими собаками люди заразятся эпидемическим подхалимством. Идет эпидемия пьянства, влюбленности, канкана и фокстрота.
Клопа, воскресшего вместе с Присыпкиным, ловят и передают в зоосад.
В чистой медицинской палате — грязнейший Присыпкин. Врачи боятся заразиться от него, не могут терпеть его зловонное дыхание. Ему в целях восстановления дают пиво и сигареты. Приходит Зоя Березкина с двумя пачками книг, но Иван ничего интересного для себя не находит, кроме листочка с объявлением о клопе.
Крича о том, что он спасен, Присыпкин убегает.
В зоологическом саду выступает с речью директор. По его мнению, профессор ошибся в том, что отнес Присыпкина к «гомо сапиенс» и классу рабочих. Директор зоосада дал объявление, что для потребностей клопа — обкусывания и развития в привычных условиях — требуется живое человеческое тело. По объявлению к нему пришел «человекообразный симулянт» Присыпкин. «Их двое — разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые «клопус нормалис» и… и «обы — вателиус вульгарис».
Оба водятся в затхлых матрацах времени.
«Клопус нормалис», разжирев и упившись на теле одного человека, падает под кровать. «Обыва — телиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разница!» — говорит директор. По его мнению, «обывателиус вульгарис» гораздо опаснее, страшнее.
Они с помощью мимикрии зазывает жертв и гадит в больших количествах.
Открывают клетку. Там — клоп и Присыпкин на двуспальной кровати, везде плевательные урны, разбросанные бутылки, с боков клетка оснащена фильтрами и озонаторами. «Ручное животное» выводят на трибуну, просят сказать что-нибудь. Иван покорно становится, покашливает, поднимает гитару и вдруг оборачивается на зрительный зал. Его лицо становится восторженным, он отталкивает директора, швыряет гитару и орет в зал: «Граждане! Братцы!
Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?!
Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?!» Служители оттаскивают Скрипкина, директор проветривает трибуну, музыка играет туш, клетку задергивают.
Директор просит извинения у публики: «Простите… Насекомое утомилось. Шум и освещение ввергли его в состояние галлюцинации… Завтра оно успокоится…
Тихо, граждане, расходитесь, до завтра. Музыка, марш!»
Краткое содержание: Клоп, Маяковский