Краткое содержание: Кубок
Кубок
Однажды царь, собрав своих рыцарей, спросил, кто из них сможет совершить знатный подвиг: прыгнуть с вершины в глубокую тьму за брошенным им кубком. И рыцарь знатный, и простой латник имели возможность сделать это, царь не ставил ограничений. Главным было желание достать царский кубок, не испугавшись страшной морской бездны.
Победителю в награду доставался сам кубок.
Проговорив свою волю, царь бросил златой кубок с высокой скалы и стал ждать, кто же отважиться совершить ради него подвиг.
Но рыцарь и латник недвижно стоят;
В молчанье на грозное море глядят;
За кубком отважного нет.
Вдруг из молчаливой толпы выступил молодой паж. Он снял епанчу и пояс, молча положил их на землю… У всех окружающих дам, да и рыцарей тоже, пронеслась мысль: куда ты?
Но паж подступил к краю скалы, заглянул в глубину, где шумела и гремела морская пучина.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет…
Не море ль из моря извергнуться хочет?
Призвав спасителя-бога, юноша прыгнул вниз под общий
Над бездной утихло… в ней глухо шумит…
И каждый, очей отвести
Не смея от бездны, печально твердит:
«Красавец отважный, прости!»
Далее автор будто предполагает, какие мысли бродили в умах тех, кто стал свидетелем этой трагической сцены. Эти мысли приводятся в авторском тексте в кавычках, как цитата:
«Хоть брось ты туда свой венец золотой, Сказав: кто венец возвратит,
Тот с ним и престол мой разделит со мной! — Меня твой престол не прельстит.
Того, что скрывает та бездна немая,
Ничья здесь душа не расскажет живая…».
Цитирование мыслей продолжается рассказом о том, что в этой глубине пропадало немало судов, которые затем вылетали назад в виде мелкой щепы. В глубокой пучине тем временем слышалось будто бы роптание грозы недалекой. Все выло, свистало, било и шипело, волны сменяли друг друга, и дымящаяся пена летела к небу столбом.
С оглушительным ревом брызнул поток извергнутой бездны.
Вдруг… Что-то мелькнуло «живой белизной» сквозь седую пену. Приглядевшись, люди увидели, как в волнах показалась рука и плечо.
Отважный юноша пытался побороть стихию.
И видят — весь берег потрясся от клича —
Он левою правит, а в правой добыча.
И долго дышал он, и тяжко дышал,
И божий приветствовал свет…
И каждый с весельем: «Он жив! — повторял. — Чудеснее подвига нет Из темного гроба, из пропасти влажной Спас душу живую красавец отважный».
Юноша вышел на берег, приветственный толпой, и упал к ногам царя, положив у его ног кубок. Царь приказал дочери дать герою кубок вина в качестве награды. Юноша же стал славить государя.
Да здравствует царь! Кто живет на земле,
Тот жизнью земной веселись!
Но страшно в подземной таинственной мгле.
И смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной. Стрелою стремглав полетел я туда…
И вдруг мне навстречу поток;
Из трещины камня лилася вода;
И вихорь ужасный повлек
Меня в глубину с непонятною силой…
И страшно меня там кружило и било…
Юноша рассказал, что выжить помогла ему молитва к Богу. Вознеся ее, он увидел торчащий из мглы утес, крепко обхватил его и заметил на ветвях коралла кубок. Внизу, под ним, все было смутно, пурпуром светился сумрак, ничего не было слышно.
Но виделись страшные картины морской стихии.
Я видел, как в черной пучине кипят,
В громадный свиваяся клуб,
И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская…
Отважный юноша рассказал, как он был один среди морских чудовищ, обреченный на смерть, и как ему было страшно. Содрогаясь, он вдруг услышал, как из мглы ползет страшное стоногое чудище. Он в ужасе бросился прочь от скалы, и это было его спасением.
Юношу подхватил прилив, и его выбросило наверх.
Царь сказал юноше:
Мой кубок возьми золотой;
Но с ним я и перстень тебе подарю,
В котором алмаз дорогой,
Когда ты на подвиг отважишься снова И тайны все дна перескажешь морскова.
Услышав эти слова, царевна взволнованно стала просить отца пощадить молодого пажа, и уж если царю так необходим подвиг, то пусть отправит совершать его не юношу, а рыцаря. Но отец не послушал дочери.
…свой кубок златой В пучину швырнул с высоты:
«И будешь здесь рыцарь любимейший мой, Когда с ним воротишься, ты;
И дочь моя, ныне твоя предо мною Заступница, будет твоею женою».
От этого обещания у юноши загорелась душа, а глаза наполнились отважностью. Глядя на то, как краснеет и страшится за него царевна, он, полный неописуемой радости, бросился в волны.
Утихнула бездна… и снова шумит…
И пеною снова полна…
И с трепетом в бездну царевна глядит…
И бьет за волною волна…
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.
Невероятный поэтический талант Жуковского превращает его баллады в яркие живописные полотна. При прочтении их возникает ощущение, что стоишь среди героев произведения и видишь то же, что и они. Знакомясь с балладой «Кубок», кажется, что волнение толпы, следящей за тем, как разворачиваются события, физически ощутимо. В произведении «Роланд-оруженосец» легко представить эмоции рыцарей, которые сначала смирились с горечью своего поражения, а затем узнали, что их обошел юный оруженосец.
Оба произведения отличает ярко выраженная тематика, подчеркивающая доблесть и непревзойденность юных героев.
Как часто родители сознательно недооценивают своих чад, чтобы как можно дольше сохранить их детство! Им тяжело представлять, что их ребенок вырос и способен превзойти их самих в выполнении серьезной задачи. Именно такую позицию обрисовал Жуковский в балладе «Роланд-оруженосец».
Юный сын доблестного рыцаря, боясь потревожить сон своего родителя, сам побеждает великана. Никто не воспринимал Роланда всерьез, все считали его ребенком, но именно он выполнил приказ царя, прославив свое имя.
В данном произведении интересно само отношение героев к подвигу. В отличие от умудренных опытом рыцарей, которые относятся к подвигу как к серьезному делу, Роланд совершает его мимолетом, стремительно, не привлекая к своей персоне повышенного внимания. Так и в жизни порой подход нового поколения к выполнению значительных задач в корне отличается от подхода родителей легкостью и быстротой. В произведении видно, что Роланд не готовится к подвигу специально, но не проходит мимо него, хотя имеет для этого все основания. Из этого можно сделать вывод, что истинная рыцарская доблесть никогда не должна отдыхать.
Другой вывод в том, что молодым необходимо давать проявить себя. Ведь если бы Роланду было отказано в просьбе взять его в поход, он бы еще долгое время оставался бы в тени рыцарей более зрелого возраста.
Произведение «Кубок» производит двойственное впечатление. С одной стороны, читатель непременно испытывает восхищение доблестью юного пажа, отважившегося на поступок, который заставил дрожать сильных рыцарей. С другой — возникает мысль о бессмысленности подобных подвигов, совершенных во имя демонстрации собственной отваги и во главе которых находится жизнь человека. Из произведения становится ясно, что удача в делах рискованных — величина переменная.
Для тех, кто подставляет свою жизнь опасности, может наступить период, когда привычное везение по независящим от них причинам отворачивается.
Как и произведение «Роланд-оруженосец», «Кубок» пронизано идеей замечательной доблести и отваги юного человека. И снова в числе наблюдателей подвига оказываются те, на кого и возлагалась основная надежда. Умудренные опытом рыцари остаются позади, лидером же становится молодой паж.
Тематически выделена тема поклонения главного героя дочери царя: после совершения славного подвига лучшей наградой для него оказывается кубок вина, поданный ею, а ко второму безрассудному подвигу его склоняет обещание царя отдать ему дочь в жены.
Краткое содержание: Кубок