Краткое содержание: Левша, Лесков

ЛЕВША

Александр Павлович, российский император Александр I, после окончания Венского совета решает объехать Европу и «чудес посмотреть». С ним едет донской казак Платов, которому ино­земные диковины не кажутся лучше российских. Соревнуясь с Платовым, англичане выдумывают разные хитрости, чтобы отвлечь государя от рус­ского. Александр Павлович восторгается их искус­ностью, но не осмеливается говорить о достижени­ях русских умельцев. В оружейной кунсткамере император удивляется, а казак говорит: «Мне здесь то одно удивительно,

что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогна­ли».

На пистолете «неподражаемого мастерства», от тонкости которого ахает император, Платов на­ходит подпись русского мастера. Сконфуженные англичане готовят новое удивление: последней кун­сткамере государю показывают крошечную, неви­димую на подносе стальную блоху. Насекомое за­водится совсем невидимым ключиком и танцует кадриль.

Император в восторге, дает англичанам миллион серебром и получает блоху «в дар». Фут­ляр, без которого блоху легко потерять, продают за пять тысяч. Александр говорит английским мас­терам, что они

первые мастера на свете и русские ничего подобного сделать не могут.

Тут Платов уже возразить не может, но по дороге в Россию доказывает, что наши мастера все могут, только «им полезного ученья нет». Едут они в Таганрог к попу Федоту. Александр Павлович исповедует­ся ему и вскоре умирает.

Его преемник, Николай Павлович, разбирает ве­щи родственника и интересуется, почему так бе­режно хранится блоха. К нему приходит Платов, показывает, как пляшет «инфузория» и говорит, что надо ее «подвергнуть русским пересмотрам». Ни­колай Павлович не любит уступать иностранцам, он поручает Платову везти блоху тульским мас­терам и съездить на Дон для беседы с казаками.

Тульские оружейники, не сказав Платову, что они собираются делать, просят оставить им блоху, а забрать на обратном пути с Дона. Трое самых ис­кусных оружейников уходят из города в Мценск — поклониться «мценскому Николе», а потом запи­раются в доме одного из них, косого Левши, и не выходят до возвращения Платова. Но и закончив работу, мастера не рассказывают казаку, в чем же она заключалась. Не поверив оружейникам, Пла­тов везет Левшу в Петербург. Николай Павлович и его дочь Александра обнаруживают, что блоха перестала танцевать.

Разгневанный Платов треп­лет Левшу, а тот советует взять микроскоп помощ­нее и посмотреть на ножку насекомого. Тульские умельцы подковали блоху и поставили на подко­вах свои имена, а Левша сделал гвоздики для под­ков. Ни подписи, ни гвоздики разглядеть нельзя, мастера делали их, полагаясь на свое зрение.

Платов просит у Левши прощения и дает ему сто рублей. Государь приказывает отправить блоху англичанам в качестве подарка. Левша, помытый, стриженый и одетый в парадный кафтан, едет с особым курьером в Англию.

Еды у них мало, за­то Платов дает в дорогу вдоволь вина. Приехав в Англию, курьер относит шкатулку с блохой, а Лев­ша остается в гостинице. Рассмотрев блоху, анг­личане идут знакомиться с Левшой.

Называют его хорошим мастером, но тот признается, что у него нет образования, он не знает даже арифметику, и все его товарищи такие же, поэтому блоха пере­стала танцевать — не рассчитали вес подков.

Левше предлагают остаться в Англии, учиться, жениться, но он отказывается, говоря, что от пра­вославной веры не откажется. Уговаривают его только остаться погостить и посмотреть заводы, а при желании — отправиться назад, в Петербург, на корабле.

Русского курьера отправляют домой, а Левша начинает знакомиться с производством. Все поряд­ки ему нравятся, особенно отношение к работни­кам — они одеты, обуты, сыты и обучены. К удив­лению англичан, особое внимание Левша уделяет тому, как содержатся старые ружья. Новые по­смотрит и говорит, что и в России так могут, а ста­рые кажутся ему лучше.

Он любопытствует, смот­рели ли ружья русские генералы. Получив утвер­дительный ответ, спрашивает, в перчатках они были или без них. Ему отвечают, что в перчатках.

На это Левша ничего не говорит, но начинает бес­покоиться и скучать. Решает ехать домой. Его с подарками сажают на корабль, и Левша плывет в Россию.

Среди господ в каюте ему сидеть не хо­чется, весь путь он проводит на палубе. Познако­мившись с голшкипером, заключает пари, кто кого перепьет, и оба пьют, не уступая друг другу, пока одновременно не видят чертей. Капитан запирает спорщиков до Петербурга. По прибытии англичанина-голшкипера отправляют в посольский дом, а Левшу отвозят в квартал.

У него не находят доку­ментов, отбирают подарки и деньги, отвозят в от­крытых санях в больницу для неизвестных уми­рающих. Ослабев от пьянства и болезни, левша не может сказать ни слова. Англичанин на следую­щее утро идет искать «русского камрада», нахо­дит его на полу больничного коридора, жаждуще­го сказать «два слова государю».

Англичанин идет к графу Клейнмихелю, но тот отказывает в помо­щи — ему не нравятся слова голшкипера о Левше: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к Платову, но тот не может помочь: он закончил службу и не имеет влияния. Платов отсылает к коменданту Скобеле­ву.

Комендант отправляет к Левше доктора из ду­ховного звания, Мартын-Сольского. Левша уже при смерти, просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, надо, чтобы и у нас не чистили, а то они портятся. Перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о наказе Левши графу Чернышеву, но тот его не слушает: «В Рос­сии на это генералы есть».

Ружья продолжают чистить кирпичом до Крымской компании. А как стали заряжать — пули в ружьях болтаются. Мар­тын-Сольский напоминает Чернышеву о словах Левши, но тот грозит ему, чтоб не вмешивался не в свое дело.

В последней главе автор говорит, что не нужно забывать эти «дела минувших дней». Имени Лев­ши мы не знаем, но «как миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпо­хи». Таких мастеров в Туле уже нет, механизиро­ванный труд сравнял неравенство талантов и да­рований.

Прежняя старина для рабочих — это их эпос с очень «человечкиной душою».




Краткое содержание: Левша, Лесков