Краткое содержание — Матренин двор

А. И. Солженицын — рассказ «Матренин двор». Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» посвящен теме русской деревни, судьбе простой крестьянской женщины Матрены. Повествование идет от лица сельского учителя Игнатьича, бывшего постояльца этой героини.

Рассказ построен на противопоставлении доброй, беско­рыстной Матрены остальным героям — ее родственникам, од­носельчанам, алчным, прижимистым, корыстным. Таковы у

Солженицына деверь Матрены Фаддей, ее золовки, сестры, приемная дочь Кира. Все они озабочены лишь материальным

достатком. В результате это стремление к наживе обернулось настоящей трагедией: во время перевоза избы для Киры погибла Матрена и с ней еще двое человек на железнодорож­ном переезде.

Исследуя души своих героев, писатель открывает в них бес­сердечие, душевную черствость. Так, Фаддей до самых по­хорон погибших занимался тем, что пытался вернуть себе «горницу». «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то, — Фаддей только недолго постоял у гробов, держась за боро­ду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой

думой, но дума эта была — спасти бревна горницы от огня и от козней Мат­рениных сестер».

Рассказ построен так, что именно Фаддей предстает в роли убийцы Матрены. Когда-то он был ее женихом, но попал в венгерский плен, и она не дождалась его, вышла замуж за его родного брата Ефима. И воскликнул тогда Фаддей: «Ну…, если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих!».

И рассказчик увидел в этих словах символическое предва­рение гибели Матрены: «сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, — а ударила-таки…». Живо предста­вил себе Игнатьич молодого Фаддея с занесенным топором. Так и не смог простить он Матрене ее измену, не смог прими­риться со своим положением.

Он постоянно избивал жену, требовал от Матрены ее «горницу». И в результате — траги­ческий финал.

Матрена ничего в жизни не имела: «не гналась за обзаво­дом», «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти». Грязно-белая коза, кошка, фикусы, изба — вот и все, что оставила она в наследство. Но из-за немудрящего наслед­ства едва не передрались все ее родственники.

Это страшное явление — жажда наживы, приобретатель­ство — оказывается у Солженицына национальным бедстви­ем. «…Добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять перед людьми счита­ется постыдно и глупо». Но гораздо страшнее, по мысли пи­сателя, потеря человеческого облика, формируемого совестью, нравственностью, добротой. Людьми, потерявшими совесть, оказываются у Солженицына многие герои: председатель, его жена, не сумевшая заплатить инвалидам за их труд. Когда Матрена погибает, то ее постояльцу Игнатьичу приходится переехать в дом ее золовки.

Та же всячески осуждает свою родственницу: «и за обзаводом не гналась, и не бережная, и даже поросенка не держала, и, глупая, помогала чужим лю­дям бесплатно…».

Жадность к «добру», имуществу и пренебрежение к насто­ящему добру, духовному, нравственному, подмена настоящих жизненных ценностей ложными — так уродует души людей, по мысли писателя, коммунистическая идеология1. Матрена рассказывает Игнатьичу, как организуется колхозная рабо­та: «Ни к столбу, ни к перилу эта работа. Станешь, об лопату опершись, и ждешь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать. Да еще заведутся бабы, счеты сводят, кто вышел, кто не вы­шел.

Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было». Все исказилось в народном миросозерцании за годы советской власти — такова авторская позиция в романе.

Критики отмечали, что бытие героини в рассказе — это непрерывное, неизбывное страдание, гнет, тяготы жизни, ли­шения, унижения, происходящие из общего устройства жиз­ни в советской России. К проблеме общей деревенской бед­ности, заброшенности добавлена у Солженицына и проблема бюрократизма. Матрена у Солженицына привыкла надеять­ся лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, од­нако, больная, так и не оформила инвалидность, не выхло­потала пенсии «за мужа». Не только забота о пенсии, но и лечение в местной больнице оборачивается для Матрены бесконечными хождениями, ожиданиями, просьбами. В не­счастном бытии героини есть нечто общее с подневольной жизнью рассказчика, сельского учителя математики Иг­натьича в ГУЛАГе.

Именно такую параллель проводит в рассказе автор.

Тем не менее Матрена, несмотря на все тяготы и невзгоды, не утратила душевной чуткости, доброты, любви, совестливо­сти. А. И. Солженицыну удается создать этот образ при помо­щи различных художественных средств. Внешность героини скромная, неброская, но из души ее исходит внутренний свет.

Автору удается это передать с помощью эпитетов — «просвет­ленная», «с доброй улыбкой». Матрена у Солженицына — пра­ведница, святой человек, живущий в своем собственном мире.

Она большая труженица, ни минуты не сидит без дела, не­смотря на старческую немощь, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа.

Матрена напоминает нам героинь Н. А. Некрасова. Вспом­ним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо».

Героиня Солженицына похожа на нее своей чистой крестьянской душой. Это — честная, справедливая, но бед­ная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, аб­солютно безответный, смиренный; праведница, без которой, по словам писателя, «не стоит село».




Краткое содержание — Матренин двор