Краткое содержание — Моцарт и Сальери — Пушкин

А. С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А. С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу.

В то же время Сальери тоскует по прекрасно­му: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им…». И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется «новый Гай­ден» —

Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери.

Он плачет, слушая «Реквием».

Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музы­ки очищается душа его от зависти. И только тут герой начи­нает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт от­равлен — Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей «но­вого Гайдена». «Таким образом, музыка Моцарта, иррацио­нальная и боговдохновенная, без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери».

Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и зло­действо — две вещи несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, от­крывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом.




Краткое содержание — Моцарт и Сальери — Пушкин