А. С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А. С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу.
В то же время Сальери тоскует по прекрасному: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им…». И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется «новый Гайден» — Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери.
Он плачет, слушая «Реквием».
Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музыки очищается душа его от зависти. И только тут герой начинает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт отравлен — Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей «нового Гайдена». «Таким образом, музыка Моцарта, иррациональная и боговдохновенная, без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери».
Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом.
Дайджест:
- Краткий пересказ Моцарт и СальериНачинается произведение с того, что композитор Сальери сидит один в комнате и жалуется сам себе на жизнь. Вспоминая весь жизненный путь. После его душевных рассказов в комнату входит Моцарт. Он хотел испугать Сальери внезапным появлением. И к тому же привел так называемую «Шутку» — старого скрипача, который очень коверкал арию из Дон Жуана. Моцарту весело ... Читать далее...
- Краткое содержание произведения «Моцарт и Сальери» Пушкина А. С. по главамСцена 1 Комната. Сальери рассуждает о творчестве и своем призвании: Преодолел Я ранние невзгоды. Ремесло Поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник: перстамПридал послушную, сухую беглость И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный, Предаться неге творческой мечты… Усильным, напряженным постоянствомЯ, наконец, в ... Читать далее...
- Краткое содержание трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребенком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки. Презрев все, что было ей чуждо, ... Читать далее...
- Сравнительная характеристика образов Моцарта и Сальери по трагедии Моцарт и СальериНаписать ценное, интересное сочинение, удерживаясь в рамках определенной темы, — так же трудно, как и выкопать глубокую, но узкую яму. Предложенные темы сочинений были довольно узки для меня: они сковывали мысль, не давали ей свободно развиваться, и поэтому я выбрал свободную. Я бы назвал ее так: «Тема свободы в «Моцарте и Сальери» Пушкина». Тема свободы ... Читать далее...
- Краткое содержание Моцарт и Сальери Маленькие трагедии в сокращенииКомпозитор Сальери сидит в своей комнате. Он недоволен несправедливостью судьбы. Ему вспоминается детство, он думает о том, что в нем от рождения присутствует любовь к высокому искусству, еще в детские годы невольные и сладкие слезы вызывали у него звуки церковного органа. Но Сальери рано позабыл детские забавы и стал самозабвенно изучать музыку. Он презрел все, ... Читать далее...
- Диалоги и монологи в драме Пушкина «Моцарт и Сальери»Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой «маленькой трагедии», можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, вполне контролируемым чувством зависти и категорическим решением лишить жизни сам объект этого чувства. В первом ... Читать далее...
- Краткое изложение Николай Андреевич Римский-Корсаков. Моцарт и СальериМОЦАРТ И САЛЬЕРИ Драматические сцены А. С. Пушкина Действующие лица: Моцарт Сальери Слепой скрипач Тенор Баритон Без пения Во второй сцене закулисный хор. Место действия — Вена. Время — конец XVIII века. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В начале 1897 года Римский-Корсаков положил на музыку небольшую сцену из «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери». Летом композитор написал еще ... Читать далее...
- Проблема «гения и злодейства» в «Моцарт и Сальери»Темы и проблемы. «Маленькие трагедии» — цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени. «Маленькие трагедии» — не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание «маленькие трагедии» употреблялось в буквальном смысле. ... Читать далее...
- Основа сюжета трагедии «Моцарт и Сальери»В трагедии «Моцарт и Сальери» поставлен вопрос о тайнах самого процесса художественного творчества. В том же, 1826 г., к которому относится замысел «Моцарта и Сальери», Пушкин в заметках о статье Кюхельбекера, размышляя о вдохновении, записывает: «Вдохновение? есть расположение души к живому принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно ... Читать далее...
- Краткое изложение Моцарт и Сaльери А. С. ПушкинА. С. Пушкин Моцарт и Сaльери В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребенком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки. ... Читать далее...
- Моцарт и СальериЧто сближает Моцарта и Сальери и что их разъединяет Сближает Моцарта и Сальери любовь к музыке и понимание ее, а разъединяет — различное ощущение предназначения музыки. Сальери мнит себя жрецом-аскетом, для которого невозможны несерьезные выходки и веселый смех, он отрицает мир. Моцарт же весь соткан из легкости и приятия повседневной жизни, он, напротив, принимает весь ... Читать далее...
- Герой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»Исторический прототип: итальянский композитор Антонио Сальери, автор сорока с лишним опер, пользовавшихся в конце XVIII в. большой популярностью. Замысел этой «маленькой трагедии» возник в середине 20-х годов, когда вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта сложился своеобразный культ, одним из проявлений которого стали сенсационные публикации, касавшиеся жизни великого композитора и его таинственной смерти. Широкое распространение получили слухи ... Читать далее...
- Замысел история трагедии Моцарт и СальериСохранилось первоначальное название пьесы — «Зависть». Однако трагедия Пушкина не только об этом пороке. Она не сводится и к сюжету об отравлении Моцарта. В отношении к реальной истории Пушкин свободен: в трагедии все подчинено художественному вымыслу, строящемуся поверх фактов. Отстаивая право на художественный вымысел, Пушкин записал: «В первое представление «Дон Жуана», в то время, когда ... Читать далее...
- Трагедия Моцарт и СальериИндивидуалистическое сознание и «ужасные сердца» пушкинских героев характерны для «ужасного века». Тема «ужасного века, ужасных сердец» продолжается и в трагедии «Моцарт и Сальери». Сальери, как и Барон, одержим стремлением утвердить себя рядом и наравне с гениями. Пушкин начинает трагедию с того момента, когда в жизни Сальери наступил перелом. «Перерожденный» Сальери произносит монолог, в котором обозревает ... Читать далее...
- По трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»Всеобъемлющая, подавляющая все остальные чувства страсть самоутверждения, стремление любой ценой утвердить себя наравне с эталонами, героями, гениями, доказать свое превосходство, исключительность — вот основной двигатель поступков главного персонажа трагедии «Моцарт и Сальери». В этом его родство с героями других «Маленьких трагедий». Подобные Сальери люди наделены индивидуалистическим сознанием, все их поступки направлены на удовлетворение своего честолюбия, ... Читать далее...
- Пушкін «Моцарт і Сальери»Всеосяжні, гнітючі всі інші почуття пристрасть самоствердження, прагнення за всяку ціну затвердити себе нарівні з еталонами, героями, геніями, довести Свою перевагу, винятковість — от основний двигун учинків головного персонажа трагедії «Моцарт і Сальери». У цьому його споріднення з героями інших «Маленьких трагедій». Подібні Сальери люди наділені індивідуалістичною свідомістю, всі їхні вчинки спрямовані на задовалення сваго ... Читать далее...
- «Моцарт и Сальери», целая трагедия, великое творение мощного генияПервоначально Пушкин собирался назвать свою трагедию «Зависть», но затем отбросил это намерение. Такое название, очевидно, не отвечало бы пушкинскому художественному принципу, оно служило бы своеобразной дидактической указкой, лишало бы произведение всей его объемности и внутренней свободы. Но это название соответствовало содержанию трагедии в том смысле, что Пушкин действительно поставил в ней задачей исследовать зависть как ... Читать далее...
- Идея двойного самоубийства в трактовке Пушкина «»Моцарт и Сальери»Но откуда берется сама идея двойного самоубийства? Она берется из монолога Сальери, завершающего первую сцену. Монолог состоит из двух неравных частей: в первой — пятнадцать стихов, во второй — двадцать шесть. Внимание читателей бесспорно фиксируется на первой, меньшей части. В ней четко, недвусмысленно и логически обоснованно формулируется намерение Сальери «остановить» Моцарта отнюдь не в бытовом ... Читать далее...
- «Моцарт и Сальери»,- вторая маленькая трагедия Пушкина — трагедия завистиФигура Сальери, антагониста Моцарта, исполнена «несомненного трагического величия». «Реакция его на музыку Моцарта изумительна по своей неожиданности и трагической силе». Сальери, вопреки замыслу Пушкина и реальному содержанию драматической сцены, предстает вдруг в ореоле «трагического величия». Для Пушкина не был и не мог быть «трагически прекрасным» убийца Моцарта, человек, черной ненавистью ненавидевший истинное искусство. Утверждение Пушкина, ... Читать далее...
- Отчего же плачет Сальери?Создавая образ Моцарта, Пушкин отстаивал свое программное понимание искусства. Но художественное исследование обстоятельств и условий реализации гением своих возможностей приводило к суровым и драматическим выводам. Отношение таланта к гению, определяемое завистью — ненавистью, закономерно приводило к убийству Моцарта. Исторический реализм открывал Пушкину неминуемость такого разрешения конфликта. Сальери, как мы помним, сформулировал свою позицию с категорической ... Читать далее...
- Краткое изложение Вольфганг Амадей МоцартВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ 1756-1791 Искусство Моцарта — одна из высочайших вершин мировой музыкальной культуры. Творчество великого австрийского композитора отразило передовые идеи своей эпохи, неиссякаемую веру в торжество света и справедливости. В музыке Моцарта преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомраченная лирика; вместе с тем она содержит немало страниц, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом. Наследие, оставленное композитором, поражает ... Читать далее...
- Вольфганг Амадей МоцартИстинным чудом XVIII века стал Вольфганг Амадей Моцарт. Он родился 27 января 1756 года. Отец его, Леопольд Моцарт, был музыкантом, что, несомненно, помогло Вольфгангу сделать свой выбор в пользу музыки. Учиться музыке юный Моцарт начал в три года. К шести годам он становиться автором нескольких музыкальных произведений. В начале 60-х годов XVIII века в нескольких ... Читать далее...
- Краткое изложение Вольфганг Амадей Моцарт. Дон-ЖуанДОН-ЖУАН Опера в двух актах1 Либретто Л. да Понте Действующие лица: Дон-Жуан Командор Донна Анна, его дочь Дон Оттавио, жених донны Анны Донна Эльвира Лепорелло, слуга Дон-Жуана Церлина Мазетто Баритон Бас Сопрано Тенор Сопрано Бас Сопрано Бас Крестьяне, крестьянки, музыканты и слуги. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон-Жуане, дерзком искателе приключений, ... Читать далее...
- Краткое изложение Вольфганг Амадей Моцарт. Похищение из сераляПОХИЩЕНИЕ ИЗ СЕРАЛЯ Опера в трех актах Либретто Г. Стефани Действующие лица: Констанца Блондхен Бельмонт Педрилло Осмин Селим-паша Сопрано Сопрано Тенор Тенор Бас Разговорная роль Янычары, наложницы, рабы. Место действия: Турция. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ За пять лет до начала работы над «Похищением из сераля» Моцарт мечтал о национальном австрийском музыкальном театре, который смог бы противостоять засилью ... Читать далее...
- Краткое изложение Вольфганг Амадей Моцарт. Свадьба ФигароСВАДЬБА ФИГАРО Комическая опера в четырех актах Либретто Л. да Понте Действующие лица: Граф Альмавива Графиня Розина, его жена Фигаро, слуга графа Сусанна, горничная графини Марцелина, ключница Керубино, паж Бартоло, доктор Базилио, учитель музыки Дон Курцио, судья Антонио, садовник Барбарина, его дочь Баритон Сопрано Баритон или высокий бас Сопрано Меццо сопрано Сопрано Бас Тенор Тенор ... Читать далее...
- А. А. Блок писал: «Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то что роль поэта — не легкая и веселая; она трагическая»1. Образ Моцарта как выражение творческого кредо автора. 2. Мотивы творческой свободы в лирике Пушкина. 3. Раздумья о предназначении поэта. В чем же проявлялась та легкость, которую отмечал А. А. Блок? В мелодичности и естественности пушкинского стиха? Или в повседневной жизни поэта? Хрестоматийный образ А. А. Пушкина, к которому мы привыкли — это образ беззаботного ... Читать далее...
- Биография Вольфганг Амадей Моцарт Поездка в ИталиюЗа три года отец с сыном посетили крупнейшие города этой страны — Рим, Милан, Неаполь, Венецию, Флоренцию. Второй раз в своей жизни Вольфганг, теперь уже четырнадцатилетний музыкант, переживал триумф. Концерты юного Моцарта проходили с блестящим, потрясающим успехом. Поражали сложность и разнообразие этих выступлений. Вновь он выступал как клавесинист-виртуоз и аккомпаниатор, как скрипач и органист. Кроме ... Читать далее...
- Краткое содержание «Пушкин» ТыняноваТынянов Юрий Николаевич Произведение «Пушкин» У Сергея Львовича Пушкина родился сын, которого он назвал в память своего деда Александром. После крестин в доме Пушкиных на Немецкой улице в Москве устроен скромный «куртаг»: помимо родственников приглашены француз Монфор и Николай Михайлович Карамзин. Приятная беседа с изысканными поэтическими играми прерывается внезапным появлением Петра Абрамовича Аннибала — родного ... Читать далее...
- Краткое содержание романа Тынянова «Пушкин»У Сергея Львовича Пушкина родился сын, которого он назвал в память своего деда Александром. После крестин в доме Пушкиных на Немецкой улице в Москве устроен скромный «куртаг»: помимо родственников приглашены француз Монфор и Николай Михайлович Карамзин. Приятная беседа с изысканными поэтическими играми прерывается внезапным появлением Петра Абрамовича Аннибала — родного дяди Надежды Осиповны Пушкиной, сына ... Читать далее...
- Пушкин в Болдино 31 августа 1830 года А. С. ПушкинПушкин в Болдино 31 августа 1830 года А. С. Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. Перед тем как сесть в кибитку он запечатал конверт с письмом к Петру Александровичу Плетневу, другу и родственнику, издателю и кассиру, где сообщал, что едет в село Болдино. Перед смертью отец выделил поэту небольшое имение в родовой вотчине. ... Читать далее...
Краткое содержание — Моцарт и Сальери — Пушкин