Краткое содержание: На Волге
На Волге
Повествование в стихотворении ведется от первого лица. Лирический герой рассказывает о себе. Он рос в глуши, но у берегов большой реки. Здесь кричали кулики, недалеко глухо шумел камыш. На песке рядами важно сидели стаи белых птиц.
Лирический герой сравнивает их с изваяниями гробниц. Вдалеке виднелись горы. Бесконечный лес казался ему синим.
И такой синий лес скрывал ту сторону неба, куда уходило по вечерам солнце.
И синий бесконечный лес Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.
Спустя
О Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет.
Он замечает, что они оба изменились за это время. Сам лирический герой спустя годы уже не тот. Но Волга все так же величава и светла, как раньше. Ее окружает все такая же даль и ширь. На острове среди песков виден все тот же монастырь.
Но главное, что сохранил на многие годы лирический герой, — трепет души при виде всего этого великолепия. Он снова ощутил его в своей душе, когда услышал звон колоколов. Все это осталось с ним на всю жизнь.
Но
Все то же, то же… только нет Убитых сил, прожитых лет.
Герой, глядя на реку, позабылся в розовых мечтах. Его одолел сон. И лишь зной царил над ним в это время.
Но вдруг он услышал стоны. Лирический герой осматривает берег в той стороне, откуда он услышал эти звуки, разрушившие великолепие его воспоминаний. Он увидел идущих вдоль Волги бурлаков.
Они шли, обвитые бечевой, обутые в лапти.
Склонялись под своей ношей они почти до земли.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки…
Для лирического героя их мерный похоронный крик был дик и в то же время страшно ясен в этой безоблачной тишине. И сердце героя дрогнуло. Он обращается со своими вопросами к Волге-матушке:
Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я!
И он вспоминает, что раньше часто один на утренней заре убегал к родной реке Волге. Тогда, казалось, еще весь мир спал, кроме него. И лишь алый блеск утреннего солнца скользил по темно-голубым волнам. Утром он ходил на помощь рыбакам и катался с ними по реке в челноке.
Или бродил с ружьем по островам. Сравнивает себя в этот момент лирический герой с играющим зверьком, который резвится на берегу. Он то скатится на песок с высокой кручи, то бежит берегом реки, то бросает камешки.
И в душе его раздается песня про удаль молодецкую.
И песню громкую пою Про удаль раннюю мою…
В подобное утро лирический герой даже не задумывался о том, что может покинуть берега этого прелестного уголка. Но Волга принесла не только радость, но и вой бурлаков, который не мог оставить его равнодушным.
Лирический герой вспоминает, что когда-то давно-давно в такой же прекрасный час он услышал впервые этот звук. Он тогда им был оглушен и испуган. Герой решил выяснить, кто издает этот вой в такое прекрасное утро.
Я знать хотел, что значит он —
И долго берегом реки Бежал.
Он увидел на берегу уставших бурлаков, которые принесли котел и развели костер. Между собой они повели неспешный разговор. Один спросил, когда они попадут в Нижний Новгород.
Другой ответил, что надеется на то, что они туда придут к Ильину дню. Другой участник разговора, человек с болезненным лицом, рассуждал о том, что, если бы зажило плечо, он смог бы тянуть лямку, как медведь. . А вообще, он думал о том, что самый лучший выход в этой жизни — умереть. Сам он потом лег на песок немного отдохнуть. Лирический герой тогда его слов понять не мог.
Однако и слова, и сам образ этого утомленного и унылого человека остался надолго в его памяти.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
До сих пор сохранился в памяти героя тот образ. Лохмотья вместо нормальной одежды ярко свидетельствовали о его нищете. Сам он был изнеможен от непосильного труда. Да и во взоре его хоть и читался укор, но взгляд был спокойным и безнадежным.
Все это произвело сильное впечатление на лирического героя. «Без шапки, бледный, чуть живой» лишь поздно вечером герой вернулся домой. Он пытается у своего окружения узнать, что он видел на берегу и осознать это. Ответы не оставили его равнодушным. Эти события не покидали его и ночью: он начал бредить во сне.
Таким состоянием он испугал няню. Она уговаривала его посидеть дома, но он не послушал ее совета.
«Сиди, родименький, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.
Теперь лирический герой не узнал той Волги, которая запечатлелась в его сердце. С трудом он идет по песку, так как ноги проваливаются. Теперь острова не манят своей ярко-свежей травой.
Даже знакомый крик прибрежных птиц кажется ему диким, зловещим и пронзительным. Волны тоже полны какой-то новой песнью.
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!
Лирический герой горько рыдал, когда стоял в то утро на берегу родной реки. И первый раз он дал ей совсем другое имя: река рабства и тоски. Новые размышления породили в душе героя клятвы, которые он внутри себя хранит и теперь.
Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей-детей,
Какие клятвы я давал —
Пускай умрет в душе моей.
Чтоб кто-нибудь не осмеял!
Бурлака он именует сумрачным и унылым. Впечатление, отставленное этим образом, сохранились на всю жизнь. Таким же его видит герой уже и во взрослой жизни.
Все та же унылая песня раздается по берегам родной реки, все те же лямки сковывает его силу и движение.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь.
Все ту же лямку ты несешь.
В чертах усталого лица лирический герой читает всю ту же покорность, которая навсегда будет частью образа бурлака. Но суровая среда не дает иного выхода. Поэтому и детям такая рабская покорность не становится хорошим уроком на будущее.
Из поколения в поколение будет тянуться баржа по берегу прекрасной Волги.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей!
Отец, прожив свою жизнь и простонав сорок лет под бременем непосильной ноши, и перед смертью не осознает, что можно жить совершенно по-другому. Поэтому новую лучшую жизнь он не может передать своим сыновьям. Он не смог за всю жизнь задать себе тот вопрос, который мучает теперь лирического героя.
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Новый бурлак, теперь уже сын, проживет ту же жизнь и также умрет, никак не пытаясь исправить свое положение. Он просто скорее всего даже не задумается над этим.
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
И только песок заметет его след на этих берегах родной реки. Здесь бурлак прошел, словно узник, скованный ярмом, как цепями. И из века в век по берегу будут слышны только одни слова: «Раз да два!» Иногда послышится и болезненный припев: «Ой».
И голова будет мотаться в такт этой заунывной песне.
Картины природы, возникающие из-под пера Н. А. Некрасова, поражает своей реальностью и подлинностью. Читающий строки этого стихотворения словно тоже находится на берегу Волги-матушки. Река показана величавой и во всей своей красе.
И вот именно ее даль и ширь наводят поэта на размышления о судьбе народа и его будущем.
Поэта в детские годы просто потрясла судьба русского бурлака, тянущего непосильную ношу по песку. Песня, слышанная им один раз, остается с ним на всю жизнь. Разговор, случайно подслушанный на берегу, уже тогда заставляет задуматься о судьбе человека. Детские впечатления от увиденного со временем переросли в веру в потенциальные силы русского человека, который сможет найти в себе силы, чтобы прожить свою жизнь по-иному.
Взрослый поэт верит, что народу предначертана совсем иная судьба, где он сможет жить совершенно по-другому. Новое поколение сможет осознать, что можно жить не только как-то иначе, но и передать свои размышления и наблюдения следующему поколению, которое сделает твердый шаг в нужном направлении. И по берегам величавой реки будут разноситься не заунывные песни, а мелодия совершенно другой тональности.
Краткое содержание: На Волге