Краткое содержание: На заставе богатырской
На заставе богатырской
В Цицарской степи, под Киевом, стояла богатырская застава. Илья Муромец был там атаманом, Добрыня Никитич — под атаманом, Алеша Попович — есаулом. С ними были и храбрые дружинники: боярский сын Гришка, Василий Долгополый и др.
Минуя их, к Киеву пройти никто не мог. Даже зверю и птице прохода не было. Однажды мимо пробегал горностайка, но только шубу свою оставил на заставе.
А пролетевший сокол потерял здесь перышко.
В недобрый час не оказалось богатырей на заставе. Алеша Попович был в Киеве, Добрыня
И он приходит к выводу, что его оставил конь богатырский. Однако это скорее всего не русский, а могучий богатырь из казарской земли оставил после себя такой след.
Добрыня поспешил на заставу собрать своих товарищей. Их он укорил в том, что они могли просмотреть чужеземца на своей заставе. Но теперь лишь осталось последовать за незнакомцем, так как неизвестно, что он успел за это
Решили они сначала послать Ваську Долгополого. Но Илья Муромец не советует его посылать: «У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька — заплетается, в бою заплетется и погибнет зря».
Затем черед пал на Гришку Боярского. Но и его не хочет посылать атаман: «Неладно, ребятушки, надумали. Гришка рода боярского, боярского рода хвастливого.
Начнет в бою хвастаться и погибнет понапрасну».
Выбор, павший на Алешу Поповича, тоже не понравился Илье Муромцу. По его словам, Алеша рода поповского. Поэтому он может позавидовать злату и серебру чуженина и погибнуть. Атаман предлагает за ним отправиться в погоню Добрыне Никитичу.
Под атаман должен был догнать чуженина, срубить ему голову и привести ее на заставу.
Добрыня Никитич взял палицу, острую саблю и шелковую плеть. На Сорочинской горе он в серебряную трубочку увидел, что что-то чернелось в поле. Он окликнул чуженина. Тот повернул к богатырю и поскакал навстречу. «От его скоку земля заколебалась, из рек, озер вода выплеснулась, конь Добрыни на колени упал».
Добрыня Никитич испугался и вернулся на молодецкую заставу. Увидев, что богатырь ни жив, ни мертв старый, Илья Муромец решает сам поехать за чуженином.
На Сорочинской горе на Бурушке в молодецкий кулак Илья увидел, что тот богатырь на поле тешится. Чуженин кидал в небо палицу весом в девяносто пудов и ловил ее одной рукой. Играет с ней, словно с перышком.
Илью Муромца это заставило призадуматься. Он попросил свою Бурушку-косматушку послужить ему верой-правдой.
Атаман окликнул нахвальщика. Тот повернул коня и поскакал богатырю навстречу. «Земля под ним содрогнулась, реки, озера выплеснулись». Илья Муромец не испугался и не повернул назад. «Съехались богатыри». У палиц рукоятки обломались, но они не поранили друг друга.
Переломились у них и сабли булатные, а и потом и острые копья. Решили они биться в рукопашную. Целые сутки они боролись, но никто из схватки не вышел победителем. Илья Муромец замахнулся правой рукой и поскользнулся левой ногой.
Так упал богатырь на землю. Нахвалыцик выхватил острый нож, сел на грудь Илье.
Чуженин усмехался, что старый пошел с ним биться, так как других богатырей на Руси не оказалось. Советовал ему выстроить сосновую избушку и жить там на собранную им милостыню. Илья же Муромец в это время набирался сил от земли русской. Когда же их прибыло вдвое больше, он вскочил и подбросил вверх нахвальщика.
Тот полетел очень высоко в небо, а когда упал, то приземлился в землю по пояс. И сказал ему потом Илья: «Ну и славный ты богатырь! Отпущу я тебя на все четыре стороны, только ты с Руси прочь уезжай, да другой раз заставу не минуй, бей челом атаману, плати пошлины.
Не броди по Руси нахвальщиком».
Не стал рубить голову Илья Муромец чуженину, а вернулся на заставу. Там он удивлялся силе богатыря-чуженина: «…тридцать лет я езжу по полю, с богатырями бьюсь, силу пробую, а такого богатыря не видывал!»
В былине «На заставе богатырской» перед нами предстают три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Каждый из них способен встать на защиту земли русской. Никто из них не сомневается, что сможет победить чуженина. Но в устах старого атамана Ильи Муромца мы слышим не очень лестную характеристику одному из богатырей.
Алеша имеет прозвище Попович, по роду своему. А попы всегда славились жадностью. Поэтому Илья считает, что эти качества сохранились в Алеше.
Больше надежды возлагается на Добрыню. Он более опытный и больше повидал на своем веку.
В былинах очень часто Алеша Попович выступает молодым человеком. Добрыня Никитича человеком средних лет. А Илья Муромец старый не столько по виду, сколько по боевому опыту. В былине присутствует еще один типичный для былин образ — нахвальщика.
Похвальба доброго молодца — поэтическая форма его «нравственной неблаговидности». Его похвальба показывает то, что он не готов и не способен выдержать испытания, которые встречаются ему на пути.
В былинном тексте часто бывает, что богатырь сначала не может одолеть неприятеля. Но в конечном итоге он все равно одерживает победу. В этом ему помогает земля русская.
Былинному богатырю она всегда дает новые силы для подвигов и героических поступков.
Композитор А. П. Бородин был одним из создателей русской классической симфонии. Своим произведением «2-я, «Богатырская»» он открыл героико-эпическое направление в русском симфонизме. Богатырская тематика засверкала у него новыми гранями.
В 1896 году композитор Н. А. Римский-Корсаков создает оперу «Садко» . Это симфоническая музыкальная картина наполнена, как и многие его произведения, особой мелодией, которая рождается при создании произведений, связанных с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта.
Русский живописец В. М. Васнецов обратился в своем творчестве и к созданию картин по былинным произведениям. Самое знаменитое его полотно «Три богатыря» представляет собой монументально-эпическое понимание былинного текста. Три верных богатыря стоят на рубежах родной земли, чтобы защитить ее от неприятеля.
Российский график и театральный художник И. Я. Билибин с 1899 года иллюстрировал сказки и былины. По мотивам былин он создал такие картины, как «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник». При этом он создает свой стиль, основанный на мотивах народных вышинок, лубка, резьбы по дереву.
Его картины поражают своей пышностью и оригинальными украшениями.
Краткое содержание: На заставе богатырской