Краткое содержание — Непокоренные — Горбатов
Б. Горбатов — повесть «Непокоренные». Основная идея повести Горбатова «Непокоренные» определялась стремлением автора показать, как меняется отношение человека к войне, как растуг его сознание и активность, как меняется, углубляется понимание своего места, своей роли в жизни. Романтический тип художественного обобщения, ярко выразившийся в повести, не был для писателя чем-то случайным.
Еще в 1927 году в письме к А. Ефремовой он излагает свою программу: «Большой ветер и маленькие люди — вот основа произведений, которые
Люди в большом вихре исторических потрясений — такова тема «Непокоренных». История рассматривается здесь через призму души человеческой, через жизни простых людей.
Сюжетом становится нелегкая жизнь людей в условиях оккупации в Донбассе. В центре повествования — семья Тараса Яценко. Далеко не сразу приходит этот герой к осознанию всего происходящего.
Вначале он не хочет никуда вмешиваться, существует в своем маленьком мирке, ограниченном домом и родными. И писатель подчеркивает это стремление героя определенными художественными деталями: плотно закрытыми
Постепенно приходит к Тарасу осознание важности всего происходящего, именно тогда он решает для себя главное — не покоряться. И, когда его вызывают на биржу труда и предлагают работу талантливому мастеру, он отказывается работать на немцев. Тогда Тараса делают чернорабочим.
Рискуя жизнью своей семьи, прячет он в своем доме шестилетнюю девочку. И Тараса не покидает ощущение абсурдности всего происходящего. «»Неужто, — усмехнулся он, — германское государство рухнет, если будет жить на земле шестилетняя девочка?» Но полицейские продолжали рыскать по домам. У них появился охотничий азарт. Они, как псы, вынюхивали след.
Улица не сдавалась. Каждый вечер девочку, закутанную в темный платок, переносили на новое место от соседа к соседу. В каждом доме был освобожден для нее сундук и в нем постелька. Девочка и жила, и ела, и спала в сундуке; при тревоге крышку сундука захлопывали. Ребенок привык к своему убежищу, оно больше не казалось ему гробиком.
От девочки пахло теперь нафталином и плесенью, как от древней старушки». Перерыв весь дом Тараса, девочку находят и забирают немцы. И навсегда запомнил герой большие и испуганные глаза своей внучки, Марийки.
Важным эпизодом становится для героя встреча с младшим сыном Андреем, выбравшимся из немецкого плена. Но Тарас совсем не рад этой встрече. Он видит в своем сыне изменника и дезертира и испытывает чувство стыда. «Всех ты обманул! И Россию, и жену, и меня, старого дурака, и мое ожидание», — говорит он сыну. И тот начинает осознавать всю безысходность своего положения. «Нет, не вырвался он из плена!
Вот она — колючая проволока. По-прежнему и он в плену, и семья в плену, и весь город в плену у немцев. Душа его в плену.
Все опутано колючей проволокой. Колючки впились в душу. А у старика, у отца, душа свободна.
Ее в цепи не закуешь. Ее колючей проволокой не опутаешь, бессмертную, ожесточенную душу Тараса. И сын вдруг горько позавидовал отцу».
И Андрей покидает отчий дом, решив кровью искупить свою вину.
Следующим этапом в духовном развитии героя становится его поход по деревням в надежде обменять свои вещи на продукты. И Тарас увидел тысячи людей с тачками и санками, увидел костры в ночной степи. «Тачки, тачки, тачки — насколько хватало глаз, одни тачки да спины согбенные под ними. Спины и тачки — больше ничего не было, словно то была дорога каторжников. Скрипя и дребезжа, катились тачки по камням и тащили за собой людей, измученных, потных, черных от пыли.
Казалось, это не люди идут, а сами тачки с прикованными к ним человеческими руками…». Так, из мелких деталей в повести складывается образ времени, времени драматического и героического одновременно.
Кульминацией душевных движений героя становится его встреча со старшим сыном, Степаном. Степан является главой подпольщиков, он ищет добровольцев, которые могли бы вести разведку и убирать некоторых фашистов. Автор явно симпатизирует этому герою, показывая читателю, насколько важна его деятельность подпольщика, как он поднимает боевой дух людей.
И Тарас испытывает чувство гордости за своего сына, узнав о его работе.
Подпольщицей является и дочь Тараса, Настя. Не знал своей дочери Тарас, была она для него загадкой. Не было веры у него в душевную стойкость Насти, придирчиво присматривался он к ней и ее подружкам. «Где уж им!
На папашины деньги учились, горя не видели, с Александром Яковлевичем Пархоменко в поход не хаживали, почем фунт лиха, не знают». Но Настя с честью выполнила свой долг. Это о ней писал М. Светлов:
Наши девушки ремешком Подпоясывали шинели,
С песней падали под ножом,
На высоких кострах горели.
Немцы повесили девушку на центральной площади, и Тарас молча переживал свое горе.
В финале мы видим, как возвращаются домой сыновья Тараса. Андрей получил медаль «За отвагу». Никифор же после ранения возвращается на костылях. Но он по-прежнему не сдается, чувствует себя не раненым и уставшим солдатом, а молодым и сильным строителем, созидателем будущего: «Эх, работы сколько! Работы!
А костыли что ж? Костыли скоро долой! И задымим. Будьте любезны!»
Таким образом, город выдержал и выстоял под натиском немецких оккупантов, жители его не сломались, а остались «непокоренными». И автор восхищается своими героями, находя героику и поэзию в самой повседневности. Потому что повседневное в войну становилось исключительным.
Краткое содержание — Непокоренные — Горбатов