Краткое содержание: О РУССКОЙ ПОВЕСТИ И ПОВЕСТЯХ ГОГОЛЯ

О РУССКОЙ ПОВЕСТИ И ПОВЕСТЯХ ГОГОЛЯ

Из всех современных писателей никто не мо­жет назваться поэтом в большей степени, чем Го­голь. Отличительной чертой его повестей являют­ся «простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое оду­шевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния».

Способность творить есть великий дар приро­ды. Изначально художник чувствует потребность творить, что рождает идею, которая полностью овладевает душой художника.

Только заботливое вынашивание идеи,

постоян­ные думы о ней перерождают ее в образы и идеалы. Когда поэт творит, он хочет высказать, выразить в каком-либо поэтическом символе овладевшую им идею. Он действует сознательно.

И в то же вре­мя ни выбор цели, ни ее развитие не подвластны разуму, что говорит о бессознательном в процес­се творчества.

Таким образом, можно говорить о единстве соз­нательного и бессознательного в творчестве.

Поэт также наделен свободой творчества и за­висимостью от него. С одной стороны, поэт явля­ется рабом своего предмета, поскольку он не влас­тен ни в выборе его, ни в его развитии, не может творить ни на заказ, ни по собственной

воле, если не чувствует вдохновения. С другой стороны, в соз­дании художника отражается то, что он хочет вло­жить в него.

Поэтому можно говорить, что как творчество зависит от поэта, так и поэт зависит от процесса творчества.

И в художественных созданиях поэта различа­ются два характера: «характер творчества, общий всем изящным произведениям, и характер коло­рита, сообщенный индивидуальностью автора».

Отличительными чертами произведений Гого­ля являются «простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность — все это черты общие; потом комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния, — черта индивидуальная». Остановим­ся подробнее на этих особенностях.

В реалистичной поэзии простота вымысла яв­ляется одним из самых главных признаков истин­ной поэзии, истинного и зрелого таланта. Имея на­ружную простоту и мелкость, поэзия Гоголя выступает сильной и глубокой поэзией. Примером тому могут служить «Старосветские помещики».

Сюжет прост.

«Две пародии на человечество» только и зани­маются тем, что едят и пьют, пьют и едят, а, когда приходит их срок, умирают. Но именно этот неза­мысловатый сюжет как нельзя более выпукло об­нажает безобразность этой жизни — животной, уродливой, карикатурной».

И в то же время автору удается найти поэзию и в этой никчемной жизни. Он нашел человеческое чувство, которое оживляет героев. Это чувство — привычка.

Это чувство заменяет людям, погрязшим в житейской рутине, человеческие чувства, кото­рых лишили их природа или житейские обстоя­тельства.

К простоте вымысла в повестях Гоголя тесно примыкает «совершенная истина жизни». Он не старается выставить жизнь в лучшем свете, не очерняет ее, не придумывает идеальных героев или идеальных злодеев. Он показывает жизнь та­кой, какая она есть. Гоголь с радостью показывает все, что есть в жизни прекрасного, человеческого, но в то же время нисколько не скрывает ее безоб­разия.

В обоих случаях он верен жизни до послед­ней степени. Она является настоящим портретом, охватывающим все, а оттого гармоничным.

«Повести г. Гоголя народны в высшей степени…» Народность является необходимым условием ху­дожественного произведения. Под ней подразу­мевается верность изображения нравов, обычаев и характеров определенного народа. Любой народ имеет свои нравы, традиции и устои, каждая стра­на имеет свой характер, свой менталитет.

Если в произведении изображение жизни верно, значит, оно народно.

«Почти то же самое можно сказать и об ориги­нальности; как и народность, она есть необходи­мое условие истинного таланта». Именно поэтому невозможно двум талантам сойтись в незаказном творчестве. Их вдохновляющие музы различны, они слишком отличны и самодостаточны, чтобы ужиться вместе. Поэтому можно говорить о том, что мир творчества неистощим и безграничен.

Са­мым отличительным признаком творческой ори­гинальности является типизм. Каждый характер у такого автора — тип, а каждый тип для читате­ля — знакомый незнакомец.

Мы узнаем в типажах Гоголя людей, с которы­ми каждый день встречаемся, и эти типажи опи­саны с такой достоверностью, что мы удивляемся фотографической схожести.

Есть еще другая оригинальность, которая пол­ностью зависит от индивидуальности автора, — «следствие цвета очков, сквозь которые смотрит он на мир». Об этой индивидуальности сказано уже было выше. Она состоит в комичности произ­ведений, всегда побеждаемой глубоким чувством грусти. «Комизм или гумор г. Гоголя имеет свой, особенный характер: это гумор чисто русский, гу­мор спокойный, простодушный, в котором автор как бы прикидывается простачком».

И причиной этого комизма являются не природные юмористи­ческие способности автора, а, как это ни печально, верность изображения российской действитель­ности. В гуморе Гоголя нет злой насмешки, лишь спокойное созерцание с высоты своего положения гения глупых поступков людей. Комизм Гоголя не ставит своей целью обличать, но в то же время по­казывает недостатки общества, заставляя заду­маться о них.

И есть в творчестве Гоголя другой гумор — грозный и открытый. Трудно сказать, какой из этих двух гуморов лучше. Есть вещи на­столько низкие, что одно простое выставление их напоказ обличает всю глубину их низости. Но есть еще и такие вещи, которые при всей их безобраз­ности внешне кажутся приятными и заманчи­выми. Для обоих этих видов ничтожества нужен свой, особый гумор.

Поэтому различные по своей сути комизмы должны не исключать, а дополнять друг друга.

Гоголь еще только начинает свою деятельность, и поэтому можно сказать, что надежды на буду­щее Гоголя как поэта очень велики. Он владеет талантом «необыкновенным, сильным и высоким». Он становится на место, оставленное Пушкиным.

Есть поэты двух видов. Одни наделены опреде­ленными способностями, но не даром или талан­том. Однажды написав замечательное произведе­ние, они словно подрываются, надламываются от тяжести проделанного ими труда.

Поэтому они больше не могут ничего родить стоя­щего. И есть поэты гениальные, каждый последую­щий опыт написания которых совершенствуется и становится лишь лучше. К числу таких поэтов можно отнести Гоголя.

Есть и еще одно достоинство его произведений — лиризм, которым пронизаны близкие автору пред­меты. Им пронизаны и описание матери, и описа­ние юной красоты, и описание родины… В одном журнале было предложено Гоголю попробовать себя в описании высшего общества.

Зачем? «Пусть г. Гоголь описывает то, что велит ему описывать его вдохновение, и пусть страшится описывать то, что велят ему описывать или его воля, или гг. кри­тики. Свобода художника состоит в гармонии его собственной воли с какою-то внешнею, не завися­щею от него волею, или, лучше сказать, его воля есть вдохновение!..»




Краткое содержание: О РУССКОЙ ПОВЕСТИ И ПОВЕСТЯХ ГОГОЛЯ