Краткое содержание: О РУССКОЙ ПОВЕСТИ И ПОВЕСТЯХ ГОГОЛЯ
О РУССКОЙ ПОВЕСТИ И ПОВЕСТЯХ ГОГОЛЯ
Из всех современных писателей никто не может назваться поэтом в большей степени, чем Гоголь. Отличительной чертой его повестей являются «простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния».
Способность творить есть великий дар природы. Изначально художник чувствует потребность творить, что рождает идею, которая полностью овладевает душой художника.
Только заботливое вынашивание идеи,
И в то же время ни выбор цели, ни ее развитие не подвластны разуму, что говорит о бессознательном в процессе творчества.
Таким образом, можно говорить о единстве сознательного и бессознательного в творчестве.
Поэт также наделен свободой творчества и зависимостью от него. С одной стороны, поэт является рабом своего предмета, поскольку он не властен ни в выборе его, ни в его развитии, не может творить ни на заказ, ни по собственной
Поэтому можно говорить, что как творчество зависит от поэта, так и поэт зависит от процесса творчества.
И в художественных созданиях поэта различаются два характера: «характер творчества, общий всем изящным произведениям, и характер колорита, сообщенный индивидуальностью автора».
Отличительными чертами произведений Гоголя являются «простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность — все это черты общие; потом комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния, — черта индивидуальная». Остановимся подробнее на этих особенностях.
В реалистичной поэзии простота вымысла является одним из самых главных признаков истинной поэзии, истинного и зрелого таланта. Имея наружную простоту и мелкость, поэзия Гоголя выступает сильной и глубокой поэзией. Примером тому могут служить «Старосветские помещики».
Сюжет прост.
«Две пародии на человечество» только и занимаются тем, что едят и пьют, пьют и едят, а, когда приходит их срок, умирают. Но именно этот незамысловатый сюжет как нельзя более выпукло обнажает безобразность этой жизни — животной, уродливой, карикатурной».
И в то же время автору удается найти поэзию и в этой никчемной жизни. Он нашел человеческое чувство, которое оживляет героев. Это чувство — привычка.
Это чувство заменяет людям, погрязшим в житейской рутине, человеческие чувства, которых лишили их природа или житейские обстоятельства.
К простоте вымысла в повестях Гоголя тесно примыкает «совершенная истина жизни». Он не старается выставить жизнь в лучшем свете, не очерняет ее, не придумывает идеальных героев или идеальных злодеев. Он показывает жизнь такой, какая она есть. Гоголь с радостью показывает все, что есть в жизни прекрасного, человеческого, но в то же время нисколько не скрывает ее безобразия.
В обоих случаях он верен жизни до последней степени. Она является настоящим портретом, охватывающим все, а оттого гармоничным.
«Повести г. Гоголя народны в высшей степени…» Народность является необходимым условием художественного произведения. Под ней подразумевается верность изображения нравов, обычаев и характеров определенного народа. Любой народ имеет свои нравы, традиции и устои, каждая страна имеет свой характер, свой менталитет.
Если в произведении изображение жизни верно, значит, оно народно.
«Почти то же самое можно сказать и об оригинальности; как и народность, она есть необходимое условие истинного таланта». Именно поэтому невозможно двум талантам сойтись в незаказном творчестве. Их вдохновляющие музы различны, они слишком отличны и самодостаточны, чтобы ужиться вместе. Поэтому можно говорить о том, что мир творчества неистощим и безграничен.
Самым отличительным признаком творческой оригинальности является типизм. Каждый характер у такого автора — тип, а каждый тип для читателя — знакомый незнакомец.
Мы узнаем в типажах Гоголя людей, с которыми каждый день встречаемся, и эти типажи описаны с такой достоверностью, что мы удивляемся фотографической схожести.
Есть еще другая оригинальность, которая полностью зависит от индивидуальности автора, — «следствие цвета очков, сквозь которые смотрит он на мир». Об этой индивидуальности сказано уже было выше. Она состоит в комичности произведений, всегда побеждаемой глубоким чувством грусти. «Комизм или гумор г. Гоголя имеет свой, особенный характер: это гумор чисто русский, гумор спокойный, простодушный, в котором автор как бы прикидывается простачком».
И причиной этого комизма являются не природные юмористические способности автора, а, как это ни печально, верность изображения российской действительности. В гуморе Гоголя нет злой насмешки, лишь спокойное созерцание с высоты своего положения гения глупых поступков людей. Комизм Гоголя не ставит своей целью обличать, но в то же время показывает недостатки общества, заставляя задуматься о них.
И есть в творчестве Гоголя другой гумор — грозный и открытый. Трудно сказать, какой из этих двух гуморов лучше. Есть вещи настолько низкие, что одно простое выставление их напоказ обличает всю глубину их низости. Но есть еще и такие вещи, которые при всей их безобразности внешне кажутся приятными и заманчивыми. Для обоих этих видов ничтожества нужен свой, особый гумор.
Поэтому различные по своей сути комизмы должны не исключать, а дополнять друг друга.
Гоголь еще только начинает свою деятельность, и поэтому можно сказать, что надежды на будущее Гоголя как поэта очень велики. Он владеет талантом «необыкновенным, сильным и высоким». Он становится на место, оставленное Пушкиным.
Есть поэты двух видов. Одни наделены определенными способностями, но не даром или талантом. Однажды написав замечательное произведение, они словно подрываются, надламываются от тяжести проделанного ими труда.
Поэтому они больше не могут ничего родить стоящего. И есть поэты гениальные, каждый последующий опыт написания которых совершенствуется и становится лишь лучше. К числу таких поэтов можно отнести Гоголя.
Есть и еще одно достоинство его произведений — лиризм, которым пронизаны близкие автору предметы. Им пронизаны и описание матери, и описание юной красоты, и описание родины… В одном журнале было предложено Гоголю попробовать себя в описании высшего общества.
Зачем? «Пусть г. Гоголь описывает то, что велит ему описывать его вдохновение, и пусть страшится описывать то, что велят ему описывать или его воля, или гг. критики. Свобода художника состоит в гармонии его собственной воли с какою-то внешнею, не зависящею от него волею, или, лучше сказать, его воля есть вдохновение!..»
Краткое содержание: О РУССКОЙ ПОВЕСТИ И ПОВЕСТЯХ ГОГОЛЯ