Краткое содержание повести Манна «Тристан»

Начало января. В санаторий «Эйнфрид», где лечатся в основном чахоточные, приезжает коммерсант Клетериан с супругой Габриэлой, которая больна чем-то легочным. Муж думает, что проблемы с дыхательным горлом. Жена молода и обворожительна, все в санатории восхищаются ее внешностью. Муж всем рассказывает, как она родила ему сына, но сама заболела и начала кашлять кровью.

Клетериан уверен, что в этом нет ничего страшного, и жена скоро поправится. Муж типичный бюргер, богатый, толстенький, любит поесть, кокетничает с горничными. Габриэла его

любит.

Через две недели муж уезжает к здоровому ребенку и своей цветущей фирме.

В санатории живет некрасивый и нелюдимый писатель из Львова Детлеф Шпинель. Он читает свою же единственную книгу, доктора не считают его за серьезного писателя. Шпинель знакомится с семейством Клетерианов. Когда муж уезжает, писатель, вопреки своей замкнутости, становится другом жене.

Он рассказывает Габриэле, что живет здесь ради здания санатория — бывшего замка, построенного в стиле «ампир» — и живописной местности. Писатель встает рано, принимает холодную ванну, гуляет по снегу, считая все это лицемерием со своей стороны.

Он обожает долго спать, ведет неупорядоченный образ жизни, а ранние прогулки — способ успокоить совесть.

Шпинель признается Габриэле, что лишь мельком смотрит на женщин. Ему достаточно легкого образа, чтобы быть счастливым. Лица, рассмотренные подробно, отвращают и теряют прелесть. Лишь ее лицо для него прекрасно вблизи и во всех его движениях.

Шпинель осторожно намекает Габриэле на ничтожество ее мужа и просит позволения называть ее девичьей фамилией — Экхоф.

Она рассказывает ему о себе. Ее отец — бюргер, купец и несравненный скрипач, мать умерла молодой. Габриэла счастлива с господином Клетерианом и любит своего сына. Шпинель выражает тихий скепсис по поводу ее счастья.

Она начинает задумываться, сравнивать мужа и писателя, и ей становится хуже.

Доктор устраивает катание на санках. Габриэла и Шпинель остаются в санатории, сидят в пустой гостиной и беседуют. Габриэла рассказывает, что раньше неплохо играла на пианино, но теперь ей запретили играть — сильные эмоции, которые вызывает музыка, ей вредны.

Он все же уговаривает ее сыграть. Сначала она соглашается на одну пьесу Шопена, но потом играет все ноты, которые есть в гостиной. Медсестра уходит к себе в комнату, герои одни. Габриэла играет, оба испытывают восторг, экстаз и постигают любовь.

Светильники гаснут. Она играет «Тристана и Изольду» Вагнера, он плачет. Они оба понимают, что любят друг друга, и осознают вечную трагедию своей жизни.

На следующий день Габриэле становится хуже. Вскоре у нее снова начинается кровохарканье, и женщину передают под наблюдение врачу, отвечающему за безнадежных больных. Вызывают господина Клетериана с сыном.

Шпинель отправляет господину Клетериану письмо, в котором описывает, как прекрасна Габриэла. Писатель обвиняет мужа в пошлости, в том, что тот не понял свою жену, не понял ее жизни. Душа Габриэлы принадлежала не жизни, а красоте и смерти, а Клетериан смог лишь вожделеть ее.

Писатель называет его мужланом со вкусом, плебеем-гурманом. Клетериан заставил цветущую красоту смерти Габриэлы служить тупости и косности. Пока Клетериан развлекался с горничными, Шпинелю пришлось подарить его жене красоту.

Шпинель презирает цветущую жизнь, ненавидит Клетериана.

Клетериан получает письмо и приходит в комнату к писателю. Называет его шутом гороховым с плохим почерком, трусом. Шпинель каждый день улыбался и обедал с Клетеринаном, а потом прислал эту мазню.

Клетериан горд тем, что смотрит на женщин прямо, а не искоса, и способен на нормальную, земную любовь. Он грозится подать на писателя в суд. Во время этого объяснения приходит нянечка и говорит, что Габриэла умирает. Клетериан спешит к жене, а Шпинель идет гулять и встречает кормилицу с сыном Габриэлы в коляске.

Мальчик стучит погремушкой и визжит от радости. Шпинель замирает, смотрит на ребенка, хочет спокойно пройти мимо, но поворачивается и уходит так быстро, будто пустился наутек.




Краткое содержание повести Манна «Тристан»