Краткое содержание Повести о Петре и Февронии Муромских

Существует замечательная муромская «Повесть о Петре и Февронии». Ее герои — исторические лица, которые княжили в городе Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. В этой популярной в свое время повести историчны только имена.

Жили два брата — Петр и Павел. Павел правил своим городом, а Петр — своим уделом. Как-то, когда Петр приехал проведать брата, он заметил глубокую печаль в его лице.

Зашел к княгине и видит — рядом с ней сидит второй Павел. Смутился Петр, вернулся, стал спрашивать брата, как это понимать. А Павел ему ответил,

что у княгини сидел не он, а змий в его образе. Прилетает он в дом, ударится оземь, примет образ Павла и идет в покои княгини, там они целуются-милуются. Больно стало Петру за брата, и он спросил: отчего умрет змей окаянный?

Брат ответил: «От Агрикова меча, от Петрова плеча». Понял Петр, что это он должен уничтожить змия. Но где достать Агриков меч?

Он молился, молился, и было ему видение. Овладел Петр Агриковым мечом, вступил в кровавый бой со змием и разрубил его мечом. Но вот беда — кровь окаянного, брызнув, попала на Петра, и тот покрылся струпьями.

Никакое лечение не помогало.

Отправили отроков искать

лекаря. Один из них забрел в чей-то двор, зашел в избу, там девица ткет, а перед ней заяц прыгает. Стал он ее расспрашивать. Она отвечает, что зовут ее Февронией, что, если были бы в доме уши и глаза, она бы встретила его как следует, что отец с матерью «поидоша в заем плакати», а брат через ноги в лицо смерти своей смотрит. Удивился отрок чудным речам, попросил объяснить, о чем это она.

Девица сказала, что «уши» — собака, «глаза» — ребенок; будь они в доме, она была бы предупреждена о его приходе и переоделась бы. Родители пошли оплакивать покойника, а брат — древолаз, мед снимает с деревьев, многие так лазали и расшибались.

«Чудная девица, — подумал отрок, — а вдруг она и князя нашего вылечит». А она говорит, что смогла бы, если князя привести к ней. Отрок возмутился: как она смеет требовать к себе князя!

Но Феврония сказала, что князя нужно привести к ней и, если он будет смиренен в ответах, то выздоровеет.

Вернулся отрок, доложил князю, тот поехал к Февронии. Посылал сначала к ней слугу. Слуга посулил Февронии богатую награду.

Но та заявила, что князь должен на ней жениться. Князь обещал. Феврония дала ему мазь и велела после бани смазать ею все струпья, кроме одного.

Он так и сделал, очистился, но жениться на мужичке не захотел и через некоторое время снова весь покрылся нарывами. Пришлось ехать к Февронии. Она снова дала ему мазь. Он опять очистился, но на этот раз женился на Февронии, и стали они княжить.

Однако боярам очень не нравилась Феврония с ее крестьянской простотой и привычками. Стали они ее донимать, обвинять в нарушении чина — ничего не вышло, уж больно умна была Феврония. Тогда просто попросили: «Отоидеши, амо же хощеши!» Она согласилась уйти, но только с князем.

Они отчалили на корабле.

А в Муроме тем временем начались беспорядки, борьба за власть. «Мнози бо вельможа во граде погибоша от меча». Оставшиеся в живых стали умолять князя вернуться в Муром и по-прежнему «державствовать» в нем. Петр и Феврония вернулись. Шло время, состарились они, приняли пострижение, но уговорились умереть в один день и час и чтобы их похоронили в одном гробу. Но не сразу им удалось осуществить задуманное.

То она работу должна закончить, то он делом занят. Но наконец сговорились и померли, как хотели. Однако люди уложили их не вместе, а как привыкли — каждого в свой гроб. Гроб с телом Петра поместили в Муроме в церкви Богородицы.

А гроб с телом Февронии — «вне града», в женском Воздвиженском монастыре. Наутро оба гроба оказались пустыми, а тела усопших супругов «обретоста в едином гробе». И так дважды. Пришлось примириться, похоронить их вместе.

Так были они погребены, а чуть позже причислены к лику муромских святых.




Краткое содержание Повести о Петре и Февронии Муромских