Краткое содержание «Река играет» Короленко

Короленко Владимир Галактионович Произведение «Река играет»

Тюлин — герой рассказа, перевозчик на реке Ветлуге. У него моложавое лицо, «почти без бороды и усов, с выразительными чертами», басистый грудной голое, «немного осипший, будто с сильного похмелья», но в нем слышатся «ноты такие же непосредственные и наивные, как и эта церковь, и этот столб, и на столбе надпись», — замечает рассказчик. За внешне простым сюжетом, состоящим из нескольких сценок, где мужик, мучающийся с перепою, преображается в борьбе с взыгравшей

от дождевого паводка рекой, возникает идея особой жизненной силы, возвышающей человека. Объяснение этого эффекта трудно связать с тем противопоставлением, которое есть в рассказе: богомольцев на Светлояре, «святом озе-ре, у невидимого града Китежа» — и перевозчика, «книжных народных разговоров, среди «умственных» мужиков и начетчиков» — и «стихийного, безалаберного, распущенного и вечно страждущего от похмельного недуга» Тюлии.

Здесь автор из-лишне рационализирует повествование — излишне, ибо Тюлин с его неизменным «разве-либо» самодостаточен. Он, как и река, играет своей волен,

сам по себе. Рассказ сразу приобрел известность, многократно переиз-давался, а образ Тюлнна привлек особое внимание М. Горького, неоднократно к нему обращавшегося.

Однако связывать об-раз Тюлина с «революционными настроениями» народа, как это делал Горький, было бы натяжкой. Тюлин гораздо ближе к рус-ской фольклорной традиции, к архетипам Емели, Иванушки, его можно связать с носителями травестийного богатырства в русской литературе, Федором Кузькиным Б. А. Мо-жаева, «чудиками» В. М. Шукшина, Кирпиковым В. Н. Крупина.




Краткое содержание «Река играет» Короленко