Краткое содержание «Сорока-воровка» Герцена

Герцен Александр Иванович Произведение «Сорока-воровка»

Повесть Сорока — воровка — лишь малая часть огромного и разностороннего творческого наследия Александра Ивановича Герцена. Главная героиня повести — актриса провинциального крепостного театра. Повесть начинается с беседы нескольких молодых людей. Тема беседы — театр и отсутствие в русской среде талантливых актрис.

Кто-то объясняет это привязанность женщин к домашнему очагу, кто-то говорит, что причина — в отсутствии эмансипированных женщин. Все приводят

к выводу, что появление хорошей актрисы в русском театре невозможно. Неожиданно в разговор вмешивается художник, служивший когда-то в театре.

Он говорит, что встречал в своей жизни, несомненно, талантливую актрису. Окружающие с радостью готовы его слушать, и садятся поближе. Когда-то художник служил в одном из провинциальных театров, дела которого приходят в упадок.

Тогда же распространяется слух о театре князя Скалинского, и наш герой думает перебраться туда. Театр, который посещает художник, приходится ему по вкусу, да и сам князь человек широкой русской души производит положительное впечатление. Художник решает

остаться в театре, но пока он думает об этом, у него появляется возможность посетить один из спектаклей театра Скалинского. Играют французскую пьесу «Сорока — воровка».

Сюжет пьесы заключается в подозрении, а потом и казни служанки Анеты за воровство драгоценностей. Действительной воровкой была сорока, которой очень нравились блестящие предметы. На сцене театра Анету играла удивительная актриса. Во всех ее движениях чувствовался огромный талант, а ее голос вызывал восторг каждого, чьего уха он касался. Полное перевоплощение актрисы в Анету поражает художника.

В то же время и сам князь, сидя в своей ложе, по-видимому, восторгался игрой актрисы. После спектакля герой пытается увидеть актрису, но в гримерную его не пропускают. И только на следующий день с великим трудом ему удается достать билет на посещение ее дома. Билет является письменным разрешением князя, и достается герою только потому, что перед князем стоит определенная задача: заманить его в своей театр. Пока герой достигает флигеля, в котором живет актриса, его несколько раз останавливают лакеи и сторожа: билет побеждает все препятствия.

Когда он входит в комнату, к нему выбегает миловидная женщина с измученным лицом и заливается слезами. Она и есть актриса, с таким успехом игравшая на сцене Анету. Женщина говорит, что к ней давно никто не приходит и просит позволения «рассказать свою историю». В труппе князя она недавно. До этого она служила в другом провинциальном театре.

Но помещик их был добрый, уважал и ценил ее талант, и актриса побывала даже в Италии и Париже. Вскоре помещик умирает, а в его бумагах так и не находят отпускных, о которых он всегда говорил. Актеров и актрис продают с публичного торга и князь покупает всю труппу. Любящий раболепство, он сразу приходится многим не по вкусу. Вскоре актриса начинает замечать особое внимание князя к своей особе.

Однажды князь присылает своего управителя с предложением получить отпускную на условии известного характера. Девушка прогоняет управителя и на некоторое время преследования прекращаются. Как-то вечером она сидит за чтением, как вдруг кто-то входит в комнату.

Это оказывается князь. Он, усмехаясь, говорит, что другие бы за счастье поставили бы себе такое. Потом добавляет: Не разыгрывай недотрогу. Девушке князь кажется отвратительным стариком, и она подводит его к зеркалу. Расхохотавшись, она кричит, что никогда не пойдет к плешивому старику.

Князь бледнеет, даже, кажется, хочет ударить, но потом кричит: Ты не актриса, ты моя крепостная девка, я тебя научу забываться!. С тех пор жизнь актрисы превращается в мучение. Ее никогда не выпускают, новых платьев не шьют.

В мыслях ее постоянно были одни и те же слова князя: Ты моя крепостная девка! Чтобы чистота и честь ее не достались князю, она заводит роман. Роман без любви и счастья, роман от безысходности. В театре она играет одну и ту же роль — роль своей жизни. И, даже когда она думает о ребенке, ее не покидает мысль, что и он, едва родившись, будет принадлежать князю.

Через два месяца после родов актриса умерла. А художник, послушав ее историю, решил вернуться в свой прежний театр. Слушатели молчали. Каждый думал о том, что талант можно уничтожить так просто, так нелепо и беспричинно.

На этом завершается повесть А. И. Герцена Сорока — воровка.




Краткое содержание «Сорока-воровка» Герцена