Краткое содержание «Свободы воли» Харриса

Популярная концепция свободы воли базируется на двух утверждениях:

Каждый из нас может вести себя иначе, чем вел себя в прошлом. Мы являемся сознательным источником большей части наших мыслей и действий в настоящем.

Неосознаваемые источники воли

Мы осознаем только маленькую часть информации, которую наш мозг обрабатывает. Хотя мы постоянно отмечаем изменения в нашем опыте — в мыслях, настроении, поведении и так далее — мы совершенно не осведомлены о нейрофизиологических событиях, которые создают их. Фактически, мы являемся

плохими свидетелями наших переживаний.

Посмотрев на ваше лицо или прислушавшись к интонациям голоса, другие часто могут узнать о состоянии вашего ума и ваших мотивах больше, чем вы сами.

Всегда будет некоторое запаздывание между первоначальными нейрофизиологическими событиями, которые вызовут следующую сознательную мысль, и самой мыслью. Каким будет состояние моего ума через минуту? Я не знаю — это просто происходит.

Где в этом свобода?

Представьте эксперимент: контрольная группа экспериментаторов просматривает запись ментальных процессов, происходящих в вашем мозге, вместе с видеозаписями

связанного с ними поведения. В итоге экспериментаторы знают, что вы подумаете и сделаете еще до того, как вы это осуществите. Вы и дальше будете чувствовать свободу в каждый текущий момент, но факт того, что кто-то может предвидеть ваши мысли и поступки, превращает ваше чувство свободы воли в иллюзию.

Автор признает, что аргументы, которые он собирает против свободы воли, не связаны с философским материализмом — допущением, что реальность в своей основе является чисто физической. Нет сомнений в том, что основные, если не все, процессы, происходящие в вашем сознании, — результат физических событий. Мозг — физическая система, полностью зависящая от законов природы, и уже это позволяет считать, что изменения в его функциональном состоянии и материальной структуре определяют наши мысли и действия. Но даже если в основе человеческого ума лежит душа, в аргументах автора ничего не изменится.

Неосознанные действия души дарят вам не больше свободы, чем неосознанная физиология вашего мозга.

Наше чувство свободы неправильно оценено: мы не знаем, что намерены делать, пока намерение не возникнет. Чтобы понять это, нужно осознать, что мы не авторы наших мыслей и действий в том смысле, в котором люди обычно предполагают.

Идея свободы воли исходит из чувственного опыта. Однако очень легко утратить видение этой психологической истины, когда мы начинаем говорить о философии. В философской литературе можно найти три главных подхода к проблеме: детерминизм, либертарианизм и компатибилизм.

Детерминизм и либертарианизм основаны на том, что свобода воли — иллюзия, если основные причины нашего поведения полностью определены.

Единственный на сегодня приемлемый философский подход, подтверждающий существование свободы воли — компатибилизм, но мы знаем, что детерминизм в отношении человеческого поведения верен. Неосознанные события в нервной системе определяют наши мысли и действия, и они сами по себе определены предшествующими событиями, о которых мы субъективно не имеем сведений. Однако, «свобода воли» компатибилистов — не та, которую осознает большинство людей.

У людей есть много противоречащих друг другу желаний. Вы стремитесь бросить курить, но вы также страстно желаете следующей сигареты. Вы боретесь за то, чтобы сэкономить деньги, но вас также прельщает идея купить новый компьютер.

Где свобода в том, когда одно из этих противоположных друг другу желаний необъяснимо одерживает верх над другим?

Каким образом мы можем быть «свободны», как сознательный действующие субъекты, если все, что мы осознанно делаем, является следствием событий, происходящих в нашем мозге, которые мы не в состоянии планировать и о которых мы полностью не осведомлены?

Причина и следствие

С точки зрения общепринятых взглядов на возможность человеческого влияния и существующую мораль, кажется, что наши действия не могут быть продуктами нашей биологии, состояния, в котором мы находимся, или чего-то еще, что может позволить другим предсказать наши действия.

В результате некоторые ученые и философы надеются, что случайность или квантовая неопределенность могут сделать свободу воли возможной.

Выбор, усилия, намерения

Если вы обратите внимание на вашу внутреннюю жизнь, вы увидите, что возникновение выборов, усилий и намерений — процесс загадочный. Да, вы можете делать, что хотите, но не можете не считаться с тем фактом, что ваши желания оказываются эффективными в одном случае и неэффективными в другом, и уж точно не можете угадать заранее какие из ваших желаний окажутся реализованными.

Годами вы хотите похудеть, но приметесь за это лишь в некий определенный момент. При этом не вы определили, по какому из путей вам следовать — сесть на диету или нет, и в какой из дней сделать это. Вы не управляете собственным разумом, потому что вы, как сознающий себя субъект, только часть разума, живущая по милости других частей.

Вы можете осуществлять свои решения, но у вас не получится предугадать, что именно вы решите сделать.

Автор не хочет сказать, что сила воли вообще не важна или ее всегда сломает лежащая в основе вашего обычного поведения биология. Сила воли сама является биологическим феноменом. Поразмышляв на эту тему, большинство людей приходят к выводу, что наша свобода заключается в действиях, и это часто означает предпочтение долгосрочных целей краткосрочным желаниям.

Определенно это та способность, которой люди обладают в большей или меньшей степени и которая не присуща животным, но тем не менее корни этой способности — в бессознательном. Что я буду делать дальше и почему, остается загадкой, которая полностью предопределяется предыдущим состоянием Вселенной и законами природы, включая вклад случайностей.

Одна из самых свежих идей пришла из экзистенциализма — возможно, она единственно полезная из всего этого направления. Идея заключается в том, что мы свободны интерпретировать значение наших жизней. Вы можете считать ваш первый брак, который закончился разводом, «поражением» или смотреть на него как на обстоятельство, которое способствовало вашему росту и было необходимо для вашего будущего счастья.

Различные отношения к проблеме будут приводить к разным следствиям. Некоторые мысли приводят к депрессии и разочарованию, другие вдохновляют нас.

Задумаемся на минуту о контексте, в котором наши решения возникают. Вы не выбираете ваших родителей, время и место вашего рождения. Вы не выбираете ваш пол и большинство вашего жизненного опыта. Вы не имеете абсолютно никакого контроля над вашим геномом или развитием вашего мозга. И теперь ваш мозг делает выборы на основе предпочтений и убеждений, которые были вбиты в него на протяжении жизни вашими генами, вашим физическим развитием с момента зачатия, и взаимодействиями, которые у вас были с другими людьми, событиями и идеями.

Есть ли в этом свобода воли? Да, вы свободны делать то, что хотите, даже сейчас. Но откуда приходят ваши желания?

Может ли правда оказаться горькой?

Знание определенных истин о человеческом разуме может повлечь за собой плохие психологические и/или культурные последствия. Однако автор не думает, что публикация этой книги вызовет падение морали у читателей.

Становясь более чувствительным к предпосылкам причин своих мыслей и ощущений, человек, как ни парадоксально, оказывается способен к большему творческому контролю над своей жизнью.

Моральная ответственность

Верховный Суд США называет свободу воли «всеобщим и неизменным» основанием для нашей системы права, отличным от детерменистского взгляда на человеческое поведение, который несовместим с устоями, лежащими в основе нашей криминальной судебной системы. Любое интеллектуальное развитие, которое угрожает свободе воли, поставит этичность практики наказания людей за их плохое поведение под вопрос.

Кажется очевидным, что желание возмездия основано на идее, что каждый человек — свободный автор своих мыслей и действий. Эта идея основывается на когнитивной и эмоциональной иллюзии, и такое желание увековечено моралью.




Краткое содержание «Свободы воли» Харриса