Кребийон-старший

Кребийон-старший Кребийон, или Кребийон-старший — французский драматург. Член Французской Академии. В самом начале XVIII века Кребийон начал писать для театра. Его перу принадлежат трагедии «Идоменей» , «Атрей и Тиест» , «Электра» , «Радамист и Зенобия» , «Семирамида» , шедшие на сцене театра «Комеди Франсез», принеся автору славу «первого трагика Франции». В своих трагедиях Кребийон-старший переосмысливает и проблематику, и комплекс идей, и рационалистичность форм классицизма, вводя культ ужасного. Сам писатель

в предисловии к «Атрею и Тиесту» признавал: «Я отчетливо вижу свою неправоту в преувеличенном восприятии трагедии, как действия, переполненного несчастиями, которые полагается представлять зрителям в занимательных картинах».

Тем не менее, в трагедии Атрей, негодующий на своего брата Тиеста, во время пира подает ему мясо его собственного сына. Существенно, что, согласно древнегреческому мифу, Атрей — отец Агамемнона и Менелая, а Тиест — отец Эгисфа, который вместе с Клитемнестрой убил Агамемнона. Иначе говоря, Кребийона-старшего заинтересовало поколение, предшествовавшее поколению героев Троянской

войны, того периода, который был уже освоен французами через гомеровские поэмы, и у знаменитых персонажей Гомера и греческих трагиков писатель обнаружил и воспроизвел ужасные истоки, бросающие тень на классическую древность.

Ужасными событиями насыщена и лучшая трагедия Кребийона-старшего «Радамист и Зенобия», в которой Радамист убивает отца своей возлюбленной Зенобии, затем Зенобию и сам кончает с собой, при этом оказывается, что Радамист и Зенобия чудесно спаслись и в Зенобию страстно влюбились отец и младший брат Радамиста, и герой, помышлявший убить отца, погибает от родительской руки. Итак, культ ужасного, разрушение рационалистической эстетики, критика важных положений классицизма, тяга к фольклору, к экзотике присущи драме и театру уже в начале XVIII века. Все это напоминает предромантизм.

Но это лишь предпосылки предромантизма: ведь еще не сложилось Просвещение, а предромантизм — это, прежде всего, реакция на просветительское искусство. Отмеченные черты имеют разную природу. Творчество Кребийона-старшего — это выражение упадка классицизма XVII века, кризиса не просветительского, а картезианского рационализма. После провала трагедии «Пирр» Кребийон-старший перестал писать для театра на многие годы, вернувшись к драматургии лишь в середине XVIII века. Но слава его была уже в прошлом.

Сторонники Просвещения подвергли трагедии Кребийона-старшего резкой критике. Творчество этого французского писателя было хорошо известно в России. В первые десятилетия XIX века на петербургской сцене ставились две трагедии Кребийона-старшего — «Радамист и Зенобия» в переводе С. И. Висковатова и «Атрей и Тиест» в переводе С. П. Жихарева и М. П. Сорокина. А. С. Пушкин упоминал Кребийона в письме П. А. Катенину от 19 июля 1822 г., говоря об одной из «ужасных» сцен трагедии «Атрей и Фиест» . Через три года Пушкин цитировал ту же пьесу и снова в ироническом ключе в письме В. К. Кюхельбекеру от 1-6 декабря 1825 г. . Однако поразительно, что при ироническом отношении к Кребийону-старшему что-то из его трагедии осталось в памяти Пушкина. Соч.: Oeuvres. T. 1-3.

Р., An X — 1841; в рус. пер. — Катилина. М., 1783; Радамист и Зенобия. СПб., 1810.

Лит.: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960. ; Луков Вл. А. Предромантизм.

М., 2006; Dutrait M. etude sur la vie et le theatre de Crebillon. P.; Bordeaux, 1895. ddress align=»rightВл. А. Луков Этапы литературного процесса: Новое время: Рубеж XVII-XVIII веков. — Персоналии: Французские писатели.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Кребийон-старший