Критика по произведению «Мертвые души» Гоголя Н. В
1. Д. Н. Овсянико-Куликовский Герцен писал: «… «Мертвые души» Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный. Грустно в мире Чичикова так, как грустно на самом деле; и там, и тут одно утешение — в вере и уповании на будущее. Но веру эту отрицать нельзя, и она не просто романтическое упование ввысь, а имеет реалистическую основу…» «Герцен сразу уловил поэтическую идею Гоголя: действительности, изображенной в чертах резко отрицательных, пошлой жизни, нравственной и умственной темноте противопоставлена
В образах Ноздревых, Плюшкиных, Маниловых, Собакевичей представлено «нравственное искажение натуры русского человека». Достоинства, к которым эти люди стремились, стали карикатурными и, будучи многократно преувеличены и искажены, превратились в недостатки: Манилов, желающий быть приятным, воспринимается всеми как слащавый и крайне неприятный человек, Ноздрев, общающийся со всеми на-равных, перестает кого-либо уважать и воспринимается просто как грубиян и дебошир и т. д. Помещики, изображенные во второй части книги, представлены
Здесь сквозит стихий-; ное влечение — «в дорогу, в дорогу». Здесь ясно виден психологический мотив,; который можно назвать потребностью бежать от своей общественной среды, окунуться в другую, чужую, где можно быть одиноким, самим собой, где не будет общественных связей и обязательств.» Если внимательно вчитаться в гоголевские строки, становится понятно, что серьезное общение с Маниловыми и Собакевичами вряд ли возможно. Из этого мира можно лишь убежать, уехать, как это делает Чичиков. Но Чичиков уезжает не по своей воле, а под давлением обстоятельств.
Не посадили бы Чичикова в тюрьму, он бы долго странствовал по России. 2. Другие критики «Мертвые души» — это произведение о нашей жизни, о безнадежной тоске русского человека по счастью. Главный герой Чичиков комичен, смешон, но в нем мы видим знамение времени, требующего от человека не силы духа и воли, не мудрости и любви, а смекалки, хитрости, услужливости. Чичиков не знал, как иначе он может пробиться в жизни, кроме как обманом.
Кому он сделал зло, предлагая купить по бумагам давно умерших крепостных? Никому. Если судить с этой точки зрения, то Чичиков лишь себе принес несчастья, лишь на свою голову накликал беду, стремясь пустить пыль в глаза окружающим и стать богатым в их глазах. Помещики, с которыми встречается Чичиков, изображены карикатурно.
Гоголь ищет и не находит пусть не идеального, но хорошего помещика, помещика-хозяина, который бы не считал мертвые души, а был занят делом. Что нее мы видим во время поездок главного героя? Манилов слащав до отвращения, Ноздрев груб и необразован, Плюшкин потерял человеческий облик от стремления к накопительству, забыв, что деньги он зарабатывает не для денег, а для себя самого, Коробочка старается не продешевить, продавая уже умерших крестьян, Собакевич лишен всякого чувства не то что прекрасного, но даже любого намека на красоту, у него все рационально, все удобно и все одинаково отвратительно. Что это? Неужели это наша страна, неужели люди в ней так плохи.
Гоголь ищет ответ на этот вопрос. Нет, он не ненавидит своих героев уже потому, что у каждого из них есть душа. Мы испытываем жалость к Плюшкину, живущему в одиночестве, отказывающему себе во всем и имеющему предостаточно денег для нормальной жизни. Становится понятно, что Манилов слащав, но не от неуважения к людям, а in какого-то внутреннего страха быть нелюбимым, презираемым, он пытается угождать всем и вся. Гоголь сочувствует своим героям, ведь их карикатурная жизнь — это их беда, а не вина.
А Чичиков? Если что-то и может возмутить в его действиях, то слово «души» и стремление «казаться, а не быть». Чичиков не хочет работать, он зна-с г, что своим умом не дослужится ни до чинов, ни до денег.
Он покупает «души», ведь именно так назывались крепостные на Руси. Собакевич, продавая своих крестьян, расхваливал их, словно они были жимы и могли чем-то пригодиться Чичикову. Злая ирония автора звучит в словах (обакевича.
Россия Гоголя — это страна, в которой возможно приобрести известность i. ik, как сделал это Чичиков, став владельцем мертвых душ. Страна-сказка, мифическая страна, где человеческая изворотливость не шает границ, где разум весь обращен к светлому будущему, которое, может быть, так никогда и не придет, но весь русский человек находится в тягостном ожидании: когда же, когда?
Критика по произведению «Мертвые души» Гоголя Н. В