«Крошка Цахес на прозвище Циннобер». Специфика романтизма Гофмана

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Эти слова принадлежат Эрнсту Теодору Амадею Гофману Современники вспоминали его таким:

«…В нем была внешняя резкость: резкие движения, острые, высоко поднятые плечи, высоко и прямо посаженная голова, непослушные волосы, подпрыгивающая походка».

«…Он говорил очень быстро и вдруг замолкал».

«…Он был не такой, как все, будто сотканный из противоречий: мягкий, кроткий взгляд — и ироническая улыбка, добрый юмор — и злая ирония».

«…Друзей у

него было мало, большинство не понимало чудака и не любило его».

Кто он, этот неистовый мужчина, единственный такого рода писатель в мировой литературе, с поднятыми бровями, с загнутым книзу тонким носом, с волосами, которые всегда поднимались на дыбы? Есть свидетельства, что писать, он так боялся того, что просил жену сидеть с ним рядом. Что же такого он писал, чтобы ощущать страх перед изображаемым?

Именно над этим вопросом мы сегодня задумаемся и попробуем найти ответы. .

II. АКтуализация опорных знаний.

1. Проверка домашней задачи. Ученики делают краткое сообщение содержания сказки-новеллы.

2. Работа

с «Дневниками двойных заметок» Ученики по желанию зачитывают свои записи, одноклассники дают свои комментарии к фразам, которые зачитываются.

III. РАбота над текстом произведения «Крошечка Цахес».

1. Словарная работа.

Филистер, — самодовольный, ограниченный человек с мещанским мировоззрением и ханжеским поведением; мещанин, обыватель.

2. Индивидуальная работа.

Задача: найти и выписать в тетради примеры реального и фантастического в произведении. Объяснить свои записи. На выполнение задачи — 5 минут.

Беседа.

Как вы думаете, с какой целью автор соединил в произведении реальное и фантастическое?

Кого из героев можно назвать главным? Назовите основные черты его характера. Какой является его фигура: фантастической или реальной? .

3. Составление коллективной характеристики филистеров

И мечтателей.

Учитель. Герои Гофмана делятся на две категории: на счастливых обывателей, удовлетворенных собой и своим существованием, которые послушно играют свои бессмысленные роли, и на мечтателей, энтузиастов, людей «не от мира сего». Жизнь, как правило, вселяет в них ужас, поэтому они убегают в свой внутренний мир, но и там не находят покоя. На какие категории делятся герои этого произведения?

Составьте таблицу героев.

Филистеры

Мечтатели

Беседа.

Чем отличаются филистеры от мечтателей? Кто, на ваш взгляд, воплощает черты авторского идеала? Как повлиял фольклор на творчество Гофмана в целом? Какое значение имеет образ-символ золотых волос?

Кто подвергается чарам, а кто — нет? Почему?

Найдите в тексте описание малыша настоящего и каким его видят филистеры. («…То, что на первый взгляд можно было целиком воспринять за взбалмошно скрученный обрубок дерева, было ни что иное, как обезображенный малыш каких-то две пяди ростом, который до сих пор лежал в коробе поперек, а теперь вылез и барахтался в траве.

Голова у урода глубоко запала между плечами, на спине вырос горб, как тыква, а сразу же от груди свисали тонкие, словно лещиновые палочки, ноги, итак весь он был похож на раздвоенную редьку. На лице невнимательный глаз ничего бы и не разглядел, но, присмотревшись внимательнее, можно было заметить длинный острый нос, который высовывался из-под черного чуба, пара маленьких черных глаз, которые блестели на сморщенному, как у старика лице,- чудище, да и только…»).

3. Беседа.

Черты романтизма в повести-сказке.

Назовите черты романтического героя. Можем ли мы назвать Балтазара романтическим героем? Почему? .

4. Коллективная работа.

Задача.

Найдите характерные особенности романтизма в повести-сказке.

Ожидаемый ответ.

1) Основной конфликт произведения как воплощение непринятия романтиками будничности реальной жизни и восхваление «жизни духа».

2) Переплетение реальности и неудержимой фантазии.

3) Контраст высокого, прекрасного и заземлено-будничного, безобразного в произведении как конкретное воплощение антитезы: с одной стороны — недосягаемого романтического идеала, с другой — низеой будничной реальности.

IV. Рефлексия.

Произведение-миниатюра «Насколько актуальной является повесть-сказка «Крошечка Цахес» сегодня?»

V. ДОмашняя задача.

Повторить значение терминов «аллегория», «сатира», «гротеск», «ирония», «юмор»; составить кроссворды по сказке «Крошечка Цахес»; пересмотреть эпизод введения образования в княжестве.




«Крошка Цахес на прозвище Циннобер». Специфика романтизма Гофмана