Крылов, Мальчик и змея. Можно ли считать слова Змеи моралью басни?
Есть ли в этой басне диалог? Можно ли испуганное молчание Мальчика рассматривать как участие в диалоге или перед нами лишь монолог Змеи?
Можно считать, что перед нами монолог Змеи. Однако испуганное молчание Мальчика — героя басни, показывает, что он — внимательный слушатель Змеи. Возможно ли вообще назвать диалогом такой способ общения, при котором один говорит, а другой его слушает?
Наверное, да, если события развиваются дальше и в разговор вступает молчавший ранее участник. Но в этой басне такого продолжения мы не
Можно ли считать слова Змеи моралью басни? Если это так, попробуйте доказать свою правоту.
Часто считают моралью этой басни часть монолога Змеи. При этом называют такие слова:
«…коль ты умней не будешь, То дерзость не всегда легко тебе пройдет…»
Чему учит басня? Попробуйте сочинить свой вариант морали этой басни.
Басня учит быть осторожней и предусмотрительней. Вариантов морали этой басни может быть много: «Будь осторожней»; «Всегда думай о том, что нужно учесть в каждом конкретном случае»; «Не торопись, а больше размышляй,
В чем вы видите ошибку Мальчика?
Мальчик, наверное, поступил торопливо и не подумал, что вместо угря в руку ему может попасть Змея. Если Мальчик просто не знал о возможности появления Змеи, то его можно обвинить только в том, что он не сумел подготовиться к своей ловле и не знал, какие неожиданности его ждут. Если же он хорошо знал, кто водится в этой реке, то тогда можно говорить о его беспечности, об отсутствии предусмотрительности.
Один ученик дал басне «Мальчик и Змея» свое название — «Роковая ошибка». Прав ли он?
Едва ли он прав, потому что это событие в жизни Мальчика завершилось благополучно. Ошибка, конечно, была, и она могла стать роковой, но не стала — Змея оказалась достаточно спокойной и лишенной желания мстить за беспокойство. Точнее был ученик, который назвал эту басню «Необдуманный поступок».
Вспомните событие из вашей жизни, которое напоминало бы то, что случилось в басне «Мальчик и Змея».
На тему, которая лежит в основе басни «Мальчик и Змея», ученики обычно рассказывают много случаев из своей жизни. Это воспоминания и об опрометчивых поступках во время летних путешествий в незнакомых местах, и о необдуманных решениях в выходные дни и даже на уроках. Часто ученики вспоминают о том, как вышли отвечать, не зная урока, и отважно пытались заменить общими словами то, что нужно было рассказать.
Практически все находили свои варианты собственных необдуманных поступков.
В каких знакомых вам баснях герою доверено произнести мораль басни?
Чаще всего автор сам предлагает мораль басни. И все-таки бывает так, что мораль звучит из уст героя. Вот в басне «Лжец» последние слова принадлежат самому Лжецу:
«Послушай-ка, — тут перервал мой
Лжец, —
Чем на мост нам идти, поищем лучше
Броду».
Так герой косвенно признает свою ложь. В басне «Квартет» читаем:
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Хороший ответ дают Корни Листам, которые считали, что именно они — краса долины всей:
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
Крылов, Мальчик и змея. Можно ли считать слова Змеи моралью басни?