Крылов, Мальчик и змея. Можно ли считать слова Змеи моралью басни?

Есть ли в этой басне диалог? Можно ли испу­ганное молчание Мальчика рассматривать как учас­тие в диалоге или перед нами лишь монолог Змеи?

Можно считать, что перед нами моно­лог Змеи. Однако испуганное молчание Мальчика — героя басни, показывает, что он — внимательный слушатель Змеи. Воз­можно ли вообще назвать диалогом такой способ общения, при котором один гово­рит, а другой его слушает?

Наверное, да, если события развиваются дальше и в раз­говор вступает молчавший ранее участ­ник. Но в этой басне такого продолжения мы не

предполагаем, так что стоит гово­рить о монологе Змеи.

Можно ли считать слова Змеи моралью бас­ни? Если это так, попробуйте доказать свою правоту.

Часто считают моралью этой басни часть монолога Змеи. При этом называют такие слова:

«…коль ты умней не будешь, То дерзость не всегда легко тебе пройдет…»

Чему учит басня? Попробуйте сочинить свой вариант морали этой басни.

Басня учит быть осторожней и пре­дусмотрительней. Вариантов морали этой басни может быть много: «Будь осторож­ней»; «Всегда думай о том, что нужно учесть в каждом конкретном случае»; «Не торопись, а больше размышляй,

прежде чем совершить какой-либо поступок».

В чем вы видите ошибку Мальчика?

Мальчик, наверное, поступил торопли­во и не подумал, что вместо угря в руку ему может попасть Змея. Если Мальчик просто не знал о возможности появления Змеи, то его можно обвинить только в том, что он не сумел подготовиться к сво­ей ловле и не знал, какие неожиданности его ждут. Если же он хорошо знал, кто водится в этой реке, то тогда можно го­ворить о его беспечности, об отсутствии предусмотрительности.

Один ученик дал басне «Мальчик и Змея» свое название — «Роковая ошибка». Прав ли он?

Едва ли он прав, потому что это событие в жизни Мальчика завершилось благопо­лучно. Ошибка, конечно, была, и она мог­ла стать роковой, но не стала — Змея ока­залась достаточно спокойной и лишенной желания мстить за беспокойство. Точнее был ученик, который назвал эту басню «Необдуманный поступок».

Вспомните событие из вашей жизни, которое напоминало бы то, что случилось в басне «Мальчик и Змея».

На тему, которая лежит в основе басни «Мальчик и Змея», ученики обычно рас­сказывают много случаев из своей жизни. Это воспоминания и об опрометчивых по­ступках во время летних путешествий в незнакомых местах, и о необдуманных ре­шениях в выходные дни и даже на уро­ках. Часто ученики вспоминают о том, как вышли отвечать, не зная урока, и от­важно пытались заменить общими слова­ми то, что нужно было рассказать.

Прак­тически все находили свои варианты соб­ственных необдуманных поступков.

В каких знакомых вам баснях герою доверено произнести мораль басни?

Чаще всего автор сам предлагает мо­раль басни. И все-таки бывает так, что мо­раль звучит из уст героя. Вот в басне «Лжец» последние слова принадлежат са­мому Лжецу:

«Послушай-ка, — тут перервал мой

Лжец, —

Чем на мост нам идти, поищем лучше

Броду».

Так герой косвенно признает свою ложь. В басне «Квартет» читаем:

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Хороший ответ дают Корни Листам, ко­торые считали, что именно они — краса долины всей:

«Мы те, —

Им снизу отвечали, —

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится, —

Не станет дерева, ни вас».




Крылов, Мальчик и змея. Можно ли считать слова Змеи моралью басни?