Крымские сонеты Мицкевича: критика и анализ

«Крымские сонеты» — это цикл из 18 произведений Адама Мицкевича, посвященных пребыванию поэта в Крыму. Сонеты характеризуются мелодичностью, глубоким лиризмом, проницательностью. Они наполнены высокохудожественными описаниями пейзажей Крыма, проникнуты атмосферой юга.

Тема природы в сонетах Мицкевича раскрывается очень поэтично, волшебно. Горы Крыма, море, неповторимые закаты и рассветы побережья, уникальные степные ландшафты — все эту, увиденную им красоту, поэт передает метафорами, сказочными образами, удивительными сравнениями.

Степь сравнивается с океаном, облачко — с лебедем.

«Светильниками звезд гарем небес расшит;

Меж ними облачко плывет неторопливо,

Как лебедь, дремлющий на синеве залива,

Крутая грудь бела, крыло как жар горит…»

«Выходим на простор степного океана.

Воз тонет в зелени, как челн в равнине вод.

Меж заводей цветов, в волнах травы плывет,

Минуя остова багряного бурьяна…»

Природа предстает в лирике Мицкевича в единстве и связи с человеческой душой. Поэт проводит параллель между морем и мыслью, между духом и парусом:

«О море! Меж твоих веселых чуд подводных

Живет

полип. Он спит при шуме бурь холодных,

Но щупальца спешит расправить в тишине.

О мысль! В тебе живет змея воспоминаний.

Недвижно спит она под бурями страданий,

Но в безмятежный день терзает сердце мне…»

«Косматым парусом взвилось воображенье…»

Неповторимая природа Крыма, исторические места пробуждают в поэте философские размышления. В сонете «Бахчисарай» Адам Мицкевич рассказывает о своих впечатлениях от прогулки по бывшему дворцу крымского хана. Слава, власть, любовь и страсти, кипевшие в гареме — все это миновало.

Ничто людское под луной не вечно.

Однако Основные мотивы «Крымских сонетов» Мицкевича — это одиночество человека, оторванного от родной земли, заброшенного на чужбину, тоска по родине — Литве, о любимых людях, с которыми разлучен. Автор говорит в одном из сонетов, что трясины Литвы ему милей, чем все нежные шелковицы Крыма. Крымский цикл сонетов написан Адамом Мицкевичем в период высылки его царским правительством за участие в запрещенных подпольных обществах.

В сонете «Аккерманские степи» мотив тоски по родине является завершающим аккордом стихотворения, логическим итогом:

«Как где-то скользкий уж, шурша, в бурьян ползет.

Так ухо звука ждет, что можно бы расслышать

И зов с Литвы… Но в путь! Никто не позовет».

В сонете «У гробницы Потоцкой» мотив оторванности от Родины и любви к ней основополагающий:

«Дочь Польши! Так и я умру в чужой стране.

О, если б и меня с тобой похоронили!

Пройдут здесь странники, как прежде проходили,

И я родную речь услышу в полусне…»

Тему путешествия можно также назвать одной из основополагающих тем цикла. Не зря так часто в сонетах является образ Пилигрима. Цикл «Крымских сонетов» — это путь странника, его созерцание чужого, прекрасного края.




Крымские сонеты Мицкевича: критика и анализ