Кто был таинственным помощником героев?

Таинственным помощником героев ро­мана был капитан Немо, о чем с самого начала догадываются те, кто прочел не только этот роман, но и два предшествую­щих произведения трилогии.

Подготовьте описание самого трудного техни­ческого решения, которое приняли жители острова.

Перед обитателями острова одна за дру­гой вставали достаточно трудные пробле­мы, и не только технические. Каждая из них при ее появлении казалась неосу­ществимой, а затем переходила в разряд уже решенных проблем.

Так что при обсуждении этого вопроса не стоит

искать только Одного конкретно­го решения. Ведь для вынужденных робинзонов все было проблемой: создание жилья, отопление, освещение, способы приготовления пищи… Отвечая на этот вопрос, можно подумать и о том, решение какой из проблем было бы интересно и до­ступно каждому из учеников.

Здесь возможен выбор ответа в зависимости от ва­ших интересов и возможностей.

Что в этом романе от технической смекалки и знаний, а что — от научной фантастики? История того, как путешественники обустроились на необитаемом острове, предлагает описание того, как возможно выживание коллектива в трудных услови­ях. Для рядового

шестиклассника все ре­шения и находки этих отважных людей могут представляться решениями из области научной или даже ненаучной фантастики. Но для некоторых учеников со спортивной подготовкой и тренировкой или навыками в области техники многое покажется доступным.

Например, вопрос о сооружении жилища в условиях, в кото­рые попали герои, для опытных турис­тов не проблема. Так что ответ требует оценки собственных возможностей. Для одних ответ — возможность показать свою подготовленность устроить свой быт в условиях экстремальных, непривыч­ных.

Для других — сигнал, который под­сказывает необходимость овладения прие­мами выживания в нестандартных усло­виях.

Считаете ли вы, что и для сегодняшнего дня роман остается научно-фантастическим, или он стал только приключенческим романом?

О Жюле Верне говорят как о писателе, который предсказал многие открытия по­следующих лет. Однако, если открытие уже осуществлено, а его результаты во­шли в обиход людей, оно перестает счи­таться чем-то недостижимым. И рассказ о технических решениях, которые стали привычны для сегодняшнего дня, может специально не возникать. Нельзя же об­суждать возможность существования под­водной лодки, когда такие лодки давно бороздят океаны.

Поэтому многие романы Жюля Верна сейчас мы воспринимаем как приключенческие произведения.

Составьте краткий словарик терминов, кото­рые используют колонисты, осваивая остров.

Подумайте о том, одинаковый ли слова­рик вы могли бы создать, описывая каж­дого из колонистов. Наверное, сразу же ясно, что у Сайреса Смита и у его слуги Наба словарный запас различен и по со­держанию и по объему. Но освоение ост­рова требовало от всех участников общих усилий.

При этом возникала потребность в употреблении новых слов — при общей работе каждый должен был понимать сво­его соучастника в этом труде. Так, в том словарике, который можно создать для колонистов, могут быть разделы слов, связанных с их деятельностью: «Слова­рик строителя», «Словарик ботаника», «Словарик морехода», «Словарик метео­ролога»…

Сопоставляя произведения Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и «Таинственный остров» Жюля Верна, составьте словарики робинзонов : «Словарь первого дня Робинзона», «Сло­варь первого дня на таинственном острове», «Сло­варь Робинзона-строителя», «Ботанический слова­рик двух «робинзонад» и т. п.

Выбирайте такой словарь, который помог бы обогатить вас словами в соответствии с вашими ув­лечениями. Еще лучше, если вы сами придумаете название словаря.

Работа по составлению словаря требует перечитывания текста, внимательного от­бора слов, которые вошли в ваш активный словарь, в ежедневный обиход. При этом словарики вовсе не должны представлять собой набор незнакомых слов. Слова «то­пор» и «пила» не могут быть исключены из словаря строителя, а «зерно», «пшени­ца», «виноград» — из словаря ботаника.




Кто был таинственным помощником героев?