Кто он, «герой нашего времени»?

1. Исторические изменения в общественной жизни России. 2. Снижение идей соцреализма. 3. Герой-маргинал С. Довлатова. 4. Героини Л. Петрушевской.

В последней четверти XX века в литературе нашей страны начали происходить существенные изменения. Все меньше внимания авторы уделяли темам и идеям соцреализма, все реже обращались к теме рабочего класса и прославляли доблестный труд советского человека. Вместо этого на первый план начали выходить будничные, сниженные темы: о быте простого человека, его повседневных заботах, бытовых взаимоотношениях.

Тематика

произведений, с одной стороны, стала сниженной, авторы рассказывали о рядовых ситуациях, бытовых вещах, обычных и не то что не героических, но и неприглядных поступках героев. С другой стороны, герой литературы последней четверти XX века тяготеет к эпатажу, к намеренному взрыву серой, будничной действительности изнутри. Но взрыв и эпатаж построен не на доблестных и выдающихся поступках, а напротив, на эстетике сниженного, физиологического.

На первый план в произведениях авторов этой поры выходят люди из социальных низов, бомжи, маргиналы, люди, живущие в бараках и коммуналках. Эти антигерои проповедуют

свою философию, на первых взгляд, построенную на нелепом эпатаже и выработанную за бутылкой алкоголя в пьяном угаре. На самом деле, за таким неприглядным внешним видом скрывается попытка переоценить современную действительность, посмотреть на нашу жизнь не с позиций официальной советской идеологии, а изнутри.

Советская социалистическая патетика показывается в сниженном виде, герои иронизируют над гром-кими лозунгами, в противовес им предлагая быт и существование простого незаметного человека. В это время создаются произведения В. Маканина, С. Довлатова, Вен. Ерофеева.

Центральной темой творчества С. Довлатова как раз и является неистребимая тяга к изгоям, плебсу. Он пишет о нелепых, неудачливых и чудаковатых людях, которые могут показаться опустившимися. Его герои — лишние в этом цивилизованном мире люди, и даже не столько люди, сколько забавные существа, непонятно как выживающие здесь. Такой герой выписан в циклах рассказов Довлатова «Чемодан», «Компромисс». Герой Довлатова — автобиографичен, автор не отделяется от своего героя, сам стоит в оппозиции к этому миру и всем своим существованием стремится противостоять ему.

Герои Довлатова — нелепые, смешные с точки зрения здравого смысла и морали. Но в своей нелепости они являются людьми в большей степени, чем те, кого принято считать нормальными, благополучными. Герои писателя живут не столько разумом, сколько сердцем, они чище и правдивее тех, кто правит этим миром.

Не желая приспосабливаться к страшным порядкам времени, они выпадают из него, поэтому и выглядят несообразно. Довлатов очень чувствителен ко всем нелепостям, уродствам жизни. За гиперболизированной нелепостью, которая почти смешно выглядит в его рассказах, виден человек с искренней душой. Довлатов и его герои рассказывают нам горькую правду жизни с насмешливой улыбкой. В его героях нам видно истинное содержание жизни, не прикрытое погоней за теплым местечком.

Довлатов любил людей слабых, смешных. А. Генис писал, что довлатовскому герою нечему научить читателя, потому что он слишком слаб, чтобы выделяться из погрязшего в пороках мира. Но слабость исцеляет от безжалостности, которая свойственна сильным мира сего. Еще один автор, в центр своих произведений ставящий антигероев — Людмила Петрушевская.

Как правило, Петрушевская пишет о женщинах. Ее героиня часто даже выступает в роли рассказчицы, как это происходит и в произведении «Свой круг». Героини Петрушевской — слабые, уставшие от жизни женщины. У них никак не получается устроить свою судьбу, они заранее уверены, что в любой просьбе им откажут, что их не любят. Добиться чего-нибудь в этой жизни можно лишь обманом, если схитрить и занять чье-то чужое место.

Устав от безысходности, героини не боятся говорить окружающим правду в глаза, правду неприятную. Такая нелюбовь заставляет женщину отгородиться от всего мира. Героиня поставлена автором в ситуацию экстремальную, когда все человеческие качества должны проявиться в своем истинном виде. Она обнаруживает у себя симптомы болезни, от которой недавно скончалась ее мать, причем симптомы эти быстро прогрессируют.

Муж, как это часто случается, ушел к другой женщине, ее подруге — а значит, маленький сын должен после ее смерти остаться одиноким и беспомощным. Но в этой ситуации в героине просыпается такая самоотверженность, которой могут позавидовать герои древних трагедий. Она жертвует доброй памятью о себе даже в глазах собственного сына, чтобы обеспечить для Алеши жизнь в семье, его будущее. Заявлением, что она отдает Алешу в детский дом, мать отводит от него опасность попасть туда немедленно после ее смерти.

Героиня создает «свой круг» для Алеши ценой отторжения от себя единственного оставшегося родного человека.

Подобные характеры и герои характерны для литературы последней четверти XX века. Авторы ищут высокие чувства там, где, казалось бы, их не может быть. Маленькие забитые люди, живущие в бесчеловечных условиях, оказываются способны на истинность чувств, настоящую любовь и самопожертвование.




Кто он, «герой нашего времени»?