Кто виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность»?

Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, заботящегося только о том, чтобы «сделаться героем романа», пытается «делать эффект». Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости играют разочарованных, а под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда — тем и другим».

Накануне дуэли, вспоминая всю свою прожитую жизнь, Печорин задумался

над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился. Отвечая, он пишет в своем дневнике: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но Печорин не нашел этого своего «высокого назначения», не находит деятельности, достойной его «необъятных сил».

Он — тратит богатые силы свои на действия, которые его недостойны: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с кем он сталкивается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий,

несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимович: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.

Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» и мелкие, недостойные Печорина поступки, он стремится «любить весь мир» и приносит людям одно лишь зло и несчастье.

Наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой. Жажда полноты жизни и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в лишнего человека?

На этот вопрос отвечает сам Печорин: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Но дело здесь не только в дворянском обществе. В двадцатые годы из этого общества вышли декабристы.

Дело в том, что Печорин — человек 30-х годов, типичный представитель своего времени.

Время это поставило его перед выбором: «или решительное бездействие, или пустая деятельность». В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть «назначение высокое». Но в том и трагедия Печорина, что он так и не нашел главной, достойной его цели в жизни, потому что приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.




Кто виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность»?