Кто виноват в том, что «потускнели неба глаза голубые»?
. Оглянись вокруг себя. Прямо сейчас внимательно посмотри в окно. Что видишь ты? Лазурное небо, яркое солнце, которое светит нам каждый день, белый искристый снег…
Нас окружает природа — носительница высшей мудрости, гармонии и красоты. «Великой Матерью» называет природу Ф. Тютчев, готовую отдать все любимым детям… Чем мы отвечаем на ее заботу? Бесчувствием…
И… «тускнеют неба глаза голубые»…
Проблема равнодушного отношения к природе поднимается в произведениях многих писателей: Ч. Айтматова, В. П. Астафьева,
Они не только показывают картины варварского отношения человека к миру вокруг себя, но обращают наше внимание на нравственные аспекты такого отношения. В рассказе В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» взрослый человек, прошедший всю войну, много раз бывавший на краю гибели и стрелявший по врагу, признается в давнем детском проступке, глупой и жестокой мальчишеской забаве — охоте на живое с палкой, рогаткой, хлыстом. Герой рассказа однажды в детстве догнал и захлестал насмерть израненую птицу, но сердца его не хватило, чтобы понять бессмысленность и жестокость поступка, «ужаснуться
Этот «запоздалый ужас» от содеянного преследует его всю дальнейшую жизнь. В. П. Астафьев этим рассказом подчеркивает: обрекая природу на смерть, человек губит и самого себя.
Как спасти природу-Мать в самом себе? Как сделать так, чтобы глаза Матери-Природы сияли счастливо, покойно?.. Через совесть, раскаяние. В. П. Астафьев в рассказе «Царь-рыба» показывает поединок выдохшейся, измученной рыбы с человеком, их битву не на жизнь — а насмерть.
Во время этого поединка герой рассказа впервые услышал свою душу и понял, что перед ним не просто рыба. Это сама Мать — Природа-Судьба напоминает ему об ошибках прожитой жизни. Игнатьич, «…не владея ртом, но все же надеясь, что кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: «Гла-а-аша, прос-ти-и-и…».
И когда рыба отпускает его, Игнатьич чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течении всей жизни. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и всем нам. И через такое очищение должен пройти каждый человек, чтобы возродиться духовно, чтобы понять печаль Природы-Матери и принять ее в свое сердце.
Построить жизнь по законам добра и красоты. С, Л: вывод по второй микротеме + логический переход ко к следующему абзацу)
А легко ли построить жизнь по законам добра и красоты? Нет, нелегко, так как добро и красота беззащитны. «Без красоты как же можно? Без красоты, как без праздника, — любил повторять герой романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин. В лесу, на берегу озера, ему хотелось » зачерпнуть ладонями и бережно принести» эту красоту людям.
Он очень хотел, «чтоб ласково всем было, чтоб солнышка всем вдосталь», чтоб люди жили в мире и согласии «с землей-матушкой, с лесом-батюшкой, речкой-сестричкой». Чтобы глаза Природы-Матери сияли…. С, Л: вывод по третьей микротеме + логический переход ко к следующему абзацу)
Была у Егора мечта сделать черное озеро лебяжьим! Не получилось. Не стало мрачное озеро храмом души: не дали злые люди. Но, умирая, герой повести прощает своего убийцу и произносит слова-напутствие остающимся жить: «От добра добро родится.
От добра… Не знал бы — казнил, а знаю — и милую».
Не случайно и само название повести. Это горячий призыв, сердечная просьба Б. Васильева ко всем нам: «Не стреляйте в белых лебедей!». Остановитесь, люди, вспомните, что пере вами живая душа, которая имеет право на жизнь, счастье и покой.
С, Л: вывод по четвертой микротеме + логический переход ко к следующему абзацу) . Мы часть природы, и если мы будем следовать «закону жизни»: осознавать это единство и равенство, научимся любить «без памяти» , чувствовать «какую-то непонятную вину» ,- значит «не погаснут неба глаза голубые».
Кто виноват в том, что «потускнели неба глаза голубые»?