Кульминация драмы Островского «Бесприданница»
Столкновение между Паратовым и Карандышевым с неизбежностью вытекает из их характеров и положения, в которое они поставлены. В сцене встретились как соперники «блестящий барин» и жалкий, хотя и задиристый мелкий чиновник. Поединок между ними возникает неожиданно и, очевидно, независимо от намерений героев, но Паратов идет на этот поединок охотно.
Он пользуется случаем, чтобы унизить, уничтожить Карандышева в глазах Ларисы, и в то же время предстать перед нею в выгодном для себя свете, — в образе сильного, мрачного и великодушного
Я еду-еду, не свищу, а наеду — не спущу».
Сцена ссоры Паратова с Карандышевым сюжетно непосредственно связана с последующими событиями. В конце действия мы узнаем о замысле Паратова поте; шиться над Карандышевым. Он посвящает в свои планы Вожеватова и Робинзона.
В чем же заключается этот заговор и как он осуществляется? При помощи Робинзона купцам удается подпоить Карандышева, как они издеваются над ним, ставят его в смешное, нелепое
Им доставляет удовольствие унизить человека. Выбор пал на Карандышева потому, что тот, не имея ни богатства, ни чинов, попытался встать с ними на равную ногу, вообразил себя хозяином жизни. В основе взаимоотношений именитых купцов с людьми более низких общественных слоев лежит самодурный принцип диких: «Так ты знай, что ты червяк.
Захочу — помилую, захочу — раздавлю», и лишь способы надругательства над человеком стали более утонченными.
Измываясь над Карандышевым, купцы совершенно не считаются с Ларисой. «Да ведь они меня терзают-то», — восклицает Лариса, и мать вполне резонно ей отвечает: «А кому нужно, что ты терзаешься».
Состояние Ларисы ярко раскрывается в одиннадцатом — двенадцатом явлениях.
Лариса и раньше видела, но старалась не замечать ничтожества Карандышева. Теперь это ничтожество обнаружилось со всей очевидностью да еще в присутствии человека, которого она любит. Ей мучительно стыдно своего жениха.
Кульминация драмы — решение Ларисы ехать на пикник за Волгу. Что же заставило ее сделать такой решительный шаг? Прежде всего — отчаяние. Мечты о спокойной семейной жизни разбиты. Выйти замуж за Карандышева Лариса уже не может. «Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!
Это дело кончено: он для меня не действует», — скажет она Паратову в четвертом действии. С другой стороны, Паратов продолжает искушать Ларису. Он намекает на возможность счастья: «Погодите, погодите винить меня! Я еще не совсем опошлился, не совсем огрубел; во мне врожденного торгашества нет, благородные чувства (еще шевелятся в душе моей. Еще несколько таких минут, да… еще несколько таких минут…
Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью».
Как азартный игрок, Паратов идет ва-банк: «Я. завтра уезжаю». И далее: «Послушайте: мы едем всей компанией кататься по Волге на катерах — поедемте!» Темп сцены постепенно нарастает.
Итак, Паратов, поиграв в любовь, бросил Ларису на произвол судьбы. А Кнуров и Вожеватов? Какую роль они сыграли в судьбе Ларисы?
Мы были свидетелями того, как планомерно готовил Кнуров почву для своей победы, как хитро и тонко плел он свою паутину. В его расчеты входил и разрыв Ларисы с Карандышевым, и поездка за Волгу. Он заранее предвидел, чем кончится эта поездка.
Он ждал. Разочарования, которые пережила Лариса, должны были сломить ее гордость, поставить в безвыходное положение. Теперь его время пришло. Но прежде, чем действовать, нужно развязать себе руки, устранить возможного соперника.
Что же предпринимает Кнуров?
Раньше, в средние века, ради дамы своего сердца рыцари сражались на турнирах, теперь все человеческие отношения упростились. Ларису разыгрывают в орлянку. В этом эпизоде проявляется крайний цинизм отношения купцов к женщине, к человеку. После того, как Кнуров сделал предложение идти к нему на содержание, Лариса некоторое время неподвижно сидит на скамейке. В ее голове постепенно зреет мысль о самоубийстве.
Она медленно поднимается со скамейки, как привидение, ждет через сцену к решетке, осторожно наклоняется над бездной, смотрит вниз и тут же «крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает». Речь ее становится нервной, импульсивной, порывистой: «Ой, ой! Как страшно! Какое головокружение!
Я падаю, падаю, ай!» Лариса пытается убедить себя в том, что «жить нельзя и не нужно», но сила жизни сильнее этого холодного голоса рассудка. В глубокой душевной депрессии она «подпирает голову рукой и сидит в забытьи». И вот в этот момент появляется Карандышев. Он ведет себя как человек, имеющий право решать судьбу Ларисы: «Да, она виновата, — говорит он Робинзону, — но судить ее, кроме меня, никто не имеет права, а тем более оскорблять.
Это уж мое дело: прощу я ее или нет; но защитником ее я обязан явиться». Лариса для Карандышева, как и для других героев, игрушка, «вещь», и он предъявляет свои права на нее: «Я беру вас, я ваш хозяин». Когда же Лариса оказывает противодействие этим притязаниям, Карандышев убивает ее.
В ходе развития сюжета намечалось несколько вариантов развязки: Лариса выйдет замуж за Карандышева; станет содержанкой Кнурова; кончит жизнь самоубийством.
Избранный Островским вариант в наибольшей степени соответствовал духовному облику Ларисы и раскрывал безысходность ее положения. Наделенная чуткой душой, горячим сердцем, Лариса «любви искала и не нашла… а ведь так жить холодно».
Следовательно, трагическая развязка неумолимо вытекает из характеров героев и того положения, в которое они поставлены. И все же наш интерес к развитию действия не ослабевает до конца, а предложенный вариант развязки воспринимается как трагический парадокс: намеревавшийся быть защитником Ларисы Карандышев становится ее убийцей.
Кульминация драмы Островского «Бесприданница»