Культура и искусство ацтеков. «Календарный камень»

Храмы в честь богов. Легенды и мифы ацтеков были тесно связаны с религиозной жизнью этого народа. Многочисленным богам ацтекского пантеона посвящали пышные храмы, вознесенные на вершины пирамид. В центре ацтекской столицы располагалась гигантская усеченная пятиступенчатая пирамида. Площадь ее основания, вероятно, достигала 1000 м2.

На вершине пирамиды, на высоте примерно 30 м, находились два храма. К святилищам вели лестницы в 114 ступеней, располагавшиеся таким образом, чтобы поднимавшаяся вверх процессия на каждом уступе огибала строение.

По сообщениям испанцев, в одном из них находилась гигантское изображение Уицилопочтли, украшенное цепью из золотых и серебряных сердец. Рядом, вероятно, находилось святилище Тескатлипоки.

Огромные статуи божеств помещали перед алтарями, на которые возлагали дары-жертвы.

Во время устраивавшихся два раза в год пышных торжеств из хлебного теста с медом изготавливалось огромное изображение Уицилопочтли. После совершения религиозных обрядов участники праздника в торжественной атмосфере разделяли его на куски и поедали.

Находки в Теотиуакане. На том месте, где когда-то родились Солнце и Луна, индейцы, предшественники

ацтеков, возвели пирамиды и построили величественные храмы. Археологи раскопали гигантскую Пирамиду Солнца и ее уменьшенную копию — Пирамиду Луны. Высота Пирамиды Солнца, возможно, достигала 71 метра. В нее было уложено 765 тыс. кубометров строительного материала.

Когда-то на ее вершине стоял храм, но сегодня от него практически ничего не осталось. Величественное сооружение поразило воображение ацтеков. Они считали его творением великанов.

Неподалеку от Пирамиды Солнца был обнаружен Храм Кецалькоатля. Его украшали змеиные головы. Человеческое жертвоприношение.

Жертвоприношения. Если в легенде о рождении Солнца и Луны указывалось, что боги пожертвовали собой ради людей, то из этого следовал вывод — люди должны жертвовать богам самое дорогое и ценное. Чтобы снабжать богов энергией и тем отодвигать неизбежную гибель человеческого рода, их надо поить кровью людей.

Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания жизни на земле: человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование человека.

При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество. У ацтеков был распространен обычай — каждый год избирался красивый юноша, не имевший физических недостатков, который считался воплощением Тескатлипоки. С ним обращались, как с божеством, удовлетворяя любые его желания, а по прошествии года торжественно приносили в жертву.

Кровавый ритуал. Часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали жертву за руки и за ноги и бросали ее на жертвенный камень.

Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ей грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. Едва ли не каждый день отмечался праздник какого-нибудь бога, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно.

В некоторых случаях ацтеки ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магей.

Жертвы в огне. Не менее дик и ужасен был культ бога огня Уэуэтеотля. В честь него жрецы разжигали огромный костер в храме и, связав военнопленных, бросали их в огонь и медленно сжигали.

Иногда ацтеки устраивали «гладиаторские бои»: пленника привязывали к жертвенному камню и давали ему в руки деревянное оружие, которым он должен был защищаться от атак множества хорошо вооруженных воинов.

В особых случаях в жертву приносили женщин и детей. Женщины, впадавшие в состояние экстаза после многочасового исполнения обрядовых танцев, превращались в подношение богине земли. Младенцев, купленных у нищих родителей, жрецы убивали ножами во время засухи, надеясь, что бог дождя Тлалок смилостивится и даст полям необходимую влагу.

Ацтекскому государству постоянно приходилось беспокоиться о том, чтобы обеспечить ненасытных богов жертвами. Во время торжественного освящения храма бога войны в Теночтитлане, состоявшегося в 1486 г., было убито 20 тысяч пленников, а на коронации одного из последних властелинов — Монтесумы — приняли смерть 12 тысяч воинов.

Мифы в искусстве и литературе. Ацтекская мифология оказала значительное воздействие на изобразительное искусство, литературу, философию этого народа. В честь богов ацтеки исполняли разнообразные обрядовые танцы, религиозные драмы и слагали поэтические гимны. Вот фрагмент одного из них, обращенного к богине кукурузы и плодородия Чикомекоатль: О почтенная богиня семи початков! Восстань, пробудись!

О мать наша, ты покидаешь нас сегодня, Ты оставляешь нас сиротами, Ты уходишь в свою страну Тлалокан! Календарный камень.

«Календарный камень». В конце XV в. главный храм столицы ацтеков был украшен удивительным каменным диском — «Календарным камнем» . Это был серо-черный базальтовый диск диаметром 3,66 м и весом почти 24 тонны. На нем были изображены знаки пяти времен, о которых рассказывается в легендах. В середине камня находилось изображение Пятого Солнца. Вокруг него шли концентрические круги.

В одном из них помещены знаки двадцати дней ацтекского календаря. В следующем круге находились знаки «бирюза» и «нефрит», означающие слова «драгоценность» и «небо». За ними располагались символы звезд, которые пересекали лучи солнца.

Две большие огненные змеи, символизировавшие время, окаймляли камень.

Когда в Мексику проникли завоеватели конкистадоры, «Календарный камень» был сброшен с вершины пирамиды. Европейцы опасались, что, увидев его, индейцы попытаются вернуться к прежней жизни. Поэтому камень закопали в землю.

Случайно удивительное творение ацтеков было обнаружено в XVIII в. Сегодня «Календарный камень» занимает почетное место среди экспонатов Национального Исторического музея в столице Мексики.

Ацтеки и современная Мексика. Память об ацтеках и их легендарных странствиях сохранилась даже после того, как их прекрасная столица была разрушена завоевателями-конкистадорами, а на ее месте возник современный город Мехико. Одна из красивейших площадей города носит название «Площадь трех культур».

Одна ее часть превращена в музей, где можно увидеть найденные археологами постройки ацтеков.

Изображение орла, сидящего на кактусе со змеей в клюве, сегодня можно увидеть на государственном гербе Мексиканской республики. Высший орден этой страны называется «Ацтекский орел» .




Культура и искусство ацтеков. «Календарный камень»