Квинт Гораций — величайший поэт «золотой эпохи» римской литературы

Как известно, выражение «золотая эпоха» означает период высочайшего взлета, расцвета чего или кого нибудь. Для древнеримской литературы — это время правления императора Октавиана Августа, когда расцвели таланты лириков Вергилия, Горация, Овидия. Эти времена еще называют «времена Августа» и «золотые времена » римской поэзии, которые отличалась своим тематическим, жанровым и стилевым богатством. Вергилий — героический и дидактический эпос, буколики, эклоги, идиллии. Гораций — оды, ямбы, сатиры, послание, эподы, гимны.

Овидий

— элегии. Как видим, поэзия старинного Риму прошла период ученичества в эллинской литературе.

Ком Гораций посвятил почти все свои произведения? Он посвятил их своему другу Меценату, который был советником Октавиана во всех его политических мерах и человеком тонких литературных вкусов. Именно Меценат сыграл большую роль в творческом взлете Горация.

Меценату посвящено две книги сатир, три книги од, еподи, юбилейные гимны и т. д. От собственного названия «Меценат» из того времени образовалось общее название: меценаты — это те, кто есть покровителями искусств, кто оказывает содействие развитию

искусства.

Внимание учеников предрасполагается к доске. Перед ними слайды «Гораций глазами художников». Первая картина — «Гораций читает свои «Сатиры» Меценату» Ф. Бронникова, вторая — «Гораций, Вергилий и Варий дома у Мецената» Чарльза Джалаберта. Как известно, Эти поэты были членами литературного кружка Мецената.

Заслуга Мецената и Октавиана Августа заключалась в том, что они сделали литературу частью государственной идеологии.

Не было тогдашнего лирического жанра; где бы ни сказал своего слова поэт Квинт Гораций Флакк, но жемчужиной его лирики считают именно оды, которых он написал четыре книги. Именно в них Гораций видел свое бессмертие и наибольшей своей заслугой считал то, что запел в них на «итальянский порядок эолийской песни». Ода — небольшой лирический стих в поэзии позднего Риму и европейского Возрождения.

Позднее в европейской литературе 17-18 ст. ода становится жанром лироэпической поэзии, где воспевала в торжественном тоне какое-то важное событие или уважительное лицо.

Итак, оды Горация — своеобразные лирические песни, которые отмечаются безупречной формой и художественной совершенством. Поскольку рифов античная поэзия не знала, то мастерство поэта оказывалось в редчайших, красивых стихотворных размерах. Недаром оды Горация называют настоящим «парадом» стихотворных форм: здесь выступают почти все его лирические строфы, которые он позаимствовал в древнегреческих поэтов из Лесбоса — Алкея и Сапфо — и в которых звучат переменные, тяжело уловимые ритмы.

Украинский переводчик Андрей Содомора, чей перевод от Горация мы читаем, и чьи цитаты тома сегодня будут звучать на нашем уроке, пишет, что передать переводом все тонкость поэтического мастерства от Горация нелегко: сложное расположения духа и переживания поэта вплетаются в такие же своеобразные непостоянные ритмы. Недаром кое-кто, разуверившись в возможности полнокровного перевода от Горация, сравнивает их с засушенными цветами, которым довольно возвратить бывшие краски и ароматность. Поэтому сегодня мы с вами сделаем собственную попытку найти свой путь к Горации и ощутить «краски и ароматность» жемчужин его лирики — оды «К Манлии Торквата» и оды «К Мельпомене».




Квинт Гораций — величайший поэт «золотой эпохи» римской литературы