Л. Н. Толстой. «После бала»: антитеза как способ выражения идеи рассказа

Цель: обогатить знания учащихся об антитезе; работа над языковым воплощением антитезы и сопоставлением материала произведения; совершенствовать навыки работы с текстом эпического произведения; нравственное воспитание. Оборудование: на доске — план первой части рассказа, знакомый учащимся по прошлому уроку. ХОД УРОКА I.

Проверка домашнего задания Записать на доске план второй части рассказа. В результате проделанной работы план может принять такой общий вид: I часть II часть 1) Залитая огнями бальная зала 1) Черный, грязный плац 2) Обаятельная

Варенька 2) Истерзанный экзекуцией солдат 3) Веселые танцы 3) Избиение солдата шпицрутенами 4) Внешняя красота и благородство полковника 4) Внутренняя непривлекательность, даже безобразие героя 5) Чувство бесконечного счастья, испытываемое Иваном Васильевичем 5) Чувство стыда и ужаса, которое переживает Иван Васильевич II. Постановка целей и задач урока III. Работа над темой урока 1.

Беседа — Какова композиция рассказа? — Почему автор обращается в рассказе к повествованию от первого лица? 2.

Анализ эпизода «На балу» — Чем особенно пленяла Варенька Ивана Васильевича? — Чем были так похожи дочь и

отец? — В чем смысл данного сходства?

— Каким вы представляете себе Ивана Васильевича? 3. Сопоставление контрастных сцен произведения — В чем сходство и различие в построении эпизодов «На балу» и «Экзекуция» ?

— С помощью каких языковых средств Л. Толстой противопоставляет друг другу сцены бала и наказания солдата? 4. Проблемный вопрос Как в рассказе «После бала» передается течение времени, какие события сюжета проносятся мгновенно, какие текут медленно и почему? IV.

Подведение итогов урока В XIX веке данное существительное было ж. р.

— Авт. При цитировании учащимися фрагментов рассказа обращать внимание на выразительность чтения.

V. Домашнее задание Ответить письменно на вопрос: «Как характеризует Ивана Васильевича то, что более сильное впечатление произвели на него события после бала? «.




Л. Н. Толстой. «После бала»: антитеза как способ выражения идеи рассказа