Л. Н. Толстой. «После бала»: антитеза как способ выражения идеи рассказа
Цель: обогатить знания учащихся об антитезе; работа над языковым воплощением антитезы и сопоставлением материала произведения; совершенствовать навыки работы с текстом эпического произведения; нравственное воспитание. Оборудование: на доске — план первой части рассказа, знакомый учащимся по прошлому уроку. ХОД УРОКА I.
Проверка домашнего задания Записать на доске план второй части рассказа. В результате проделанной работы план может принять такой общий вид: I часть II часть 1) Залитая огнями бальная зала 1) Черный, грязный плац 2) Обаятельная
Беседа — Какова композиция рассказа? — Почему автор обращается в рассказе к повествованию от первого лица? 2.
Анализ эпизода «На балу» — Чем особенно пленяла Варенька Ивана Васильевича? — Чем были так похожи дочь и
— Каким вы представляете себе Ивана Васильевича? 3. Сопоставление контрастных сцен произведения — В чем сходство и различие в построении эпизодов «На балу» и «Экзекуция» ?
— С помощью каких языковых средств Л. Толстой противопоставляет друг другу сцены бала и наказания солдата? 4. Проблемный вопрос Как в рассказе «После бала» передается течение времени, какие события сюжета проносятся мгновенно, какие текут медленно и почему? IV.
Подведение итогов урока В XIX веке данное существительное было ж. р.
— Авт. При цитировании учащимися фрагментов рассказа обращать внимание на выразительность чтения.
V. Домашнее задание Ответить письменно на вопрос: «Как характеризует Ивана Васильевича то, что более сильное впечатление произвели на него события после бала? «.
Л. Н. Толстой. «После бала»: антитеза как способ выражения идеи рассказа