Лао-цзы

Дата рождения — Дата смерти — ЛАО-ЦЗЫ — полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором «Дао дэ цзин» — «Книги о даопути и благой си-ле-дэ». В фокусе даосской мысли находится тема «дао-пути», которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель «дэ», упорядочивающую Поднебесную : если основной отличительной чертой «благородного мужа», рисуемого Конфуцием, выступает деятельная активность, организуемая

церемониальными правилами «ли», то «совершенно-мудрый» у Л. исповедует принцип «недеяния» , означающий отказ от всякого мобилизующего усилия, целенаправленного действия, нарушающего естественное течение дел.

Соответственно, в отличие от преимущественно этико-политической трактовки «дао» у Конфуция, Л. вел речь о вселенском «дао» как общемировом естественном ритме событий.

«Дао» — «глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли» — предшествует миру оформленных вещей и относится Л. к непроявленному бытию («у»Не имеющее никакой внешней определенности, оно отождествляется

с пустотой, но это именно рождающая пустота, неисчерпаемая потенция любой конкретной формы.

Понимание неизначальности всякой определенности инициирует диалектические идеи спонтанного изменения и взаимоперехода противоположностей. Порождающее действие «дао» изображено в «Дао дэ цзин» в виде следующей последовательности: «дао» рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все вещи. «Дао» и «дэ» в концепции Л. неразрывно связаны: «дао» рождает вещи, «дэ» взращивает-совершенствует их.

При этом в «Дао дэ цзин» различаются высшее и низшее «дэ». Последнее связывается с конфуцианской стратегией культуро-творческого усилия и совершения добрых дел на основе церемониальных предписаний «ли»; в противоположность этому «совершенномудрый», содержащий в себе высшее «дэ», естественностью и гармоничностью подобен новорожденному. Совершенномудрый, как и «дао», «действует недеянием», все создавая, ничего не присваивает и ни над чем не властвует.

Только «добродетель-дэ», основанная на дао, обладает гармонизирующей силой: если отступление от «дао» ведет к смуте и гибели, то при сохранении «дао» Небо и Земля сливаются в гармонии, а народ и без приказов успокаивается, возвращаясь к простоте и естественности жизни. Совершенномудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному «дао» вплоть до отождествления ; с этим аспектом концепции «Дао дэ цзин» связаны более поздние даосские поиски практических средств достижения физического бессмертия. Дао Дэ Цзин 2




Лао-цзы