Ларошфуко Франсуа де

Ларошфуко Франсуа де Ларошфуко Франсуа де — французский писатель, государственный деятель, герцог. Родился в Париже, в семье аристократов, до смерти отца носил титул принц де Марсийяк. В 1629 г. он участвовал в итальянских походах французской армии, в дальнейшем служил при дворе.

Ларошфуко участвовал в заговорах против кардинала Ришелье. За придворные интриги он был брошен в Бастилию, а затем отправлен в ссылку в Вертей, где провел несколько лет. После смерти Ришелье возвращен ко двору, участвовал в заговорах против кардинала Мазарини,

во Фронде, был ранен. После установления Людовиком XIV режима абсолютной монархии Ларошфуко отходит от политики, погружается придворную жизнь, обращается к словесному искусству: пишет «Портрет герцога де Ларошфуко, им самим написанный» , сочиняет максимы, которые приносят ему известность и делают законодателем интеллектуальной жизни аристократических салонов.

В 1662 г. появляются «Мемуары» Ларошфуко, где описываются события, связанные с Фрондой, рисуется портрет придворного общества.

А. Дюма из «Мемуаров» Ларошфуко взял эпизод с подвесками Анны Австрийской, ставший основой сюжета «Трех мушкетеров»,

а в романе «Двадцать лет спустя» вывел в качестве персонажа самого Ларошфуко. В своих «Максимах» Ларошфуко в коротких фразах нарисовал портрет современника, живущего двойной жизнью: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки» . С иронией, подчас горькой, Ларошфуко констатирует: «У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего»; «Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства»; «Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел»; «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум»; «Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры»; «Изысканность ума сказывается в умении тонко льстить»; «Уклонение от похвалы — это просьба повторить ее»; «Добродетели теряются в своекорыстии, как реки в море». Афоризмы Ларошфуко — один из наиболее совершенных образцов прозы французского классицизма. В конце жизни большое влияние на творчество Ларошфуко оказывала М. де Лафайет, в ее романе «Принцесса Клевская» также ощущается связь с афористичным стилем Ларошфуко.

Он оказал влияние на всю последующую афористическую традицию.

Посмертно, в 1731 г., были опубликованы 7 из 19 «Размышлений на разные темы» . В различных эссе цикла Ларошфуко выступает как философ-моралист и как хранитель светского уклада жизни и мировоззрения «порядочного человека». Писатель был хорошо известен в России, первые переводы появились в XVIII веке. Особенно значим для истории русско-французского культурного диалога издание, осуществленное Л. Н. Толстым: «Избранные мысли Лабрюйера, с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье.

Перевод с франц. Г. А. Русанова и Л. Н. Толстого» . Соч.: Oeuvres. T. 1-3, album.

P., 1868-83; в рус. пер. — Размышления, или Моральные изречения и максимы. М., 1959; Мемуары. Максимы. Л., 1971; Максимы. М., 2004; Максимы и размышления. Мемуары.

М., 2007. Лит.: Разумовская М. В. Ларошфуко, автор «Максим». Л., 1971; Виппер Ю. Б. Проза 60-70-х годов XVII в. История всемирной литературы: В 9 т. Т. 4. М., 1987; Фомин С. М. Ларошфуко Зарубежные писатели.

Ч. 1. М., 2003; Magne E. Le vrai visage de la Rochefoucauld. P., 1923; Moore W. G. La Rochefoucauld: his mind and art. L., 1969.

Вл. А. Луков Этапы литературного процесса: Новое время: XVII век. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Классицизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.




Ларошфуко Франсуа де