Лермонтов, анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, План

Анализ произведения

Жанр произведения — поэма. Главные герои — купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения — со­бытия вокруг Алены Дмитриевны, кульминация — кулачный бой купца с опричником.

Развязка — гибель Калашникова на плахе и народная память о нем.

«Песня про царя Ивана Васильевича…» написана в духе рус­ских народных песен. В основу поэмы положен бытовой сюжет.

В «Песне» поднимается ряд нравственных проблем. Это,

преж­де всего, вседозволенность действий людей, у которых в руках власть и сила. Кирибеевич считает, что может сделать непри­стойное предложение замужней женщине, и ему это сойдет с рук. Но строгие порядки того времени и нравственная чистота Алены и самого Калашникова приводят к трагическому развитию событий.

Купец Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защи­тить и просит младших братьев, если погибнет сам, помочь ему. Это еще одна нравственная проблема — наказать обидчика, пони­мая, что сложишь за это голову либо в бою, либо на плахе.

Немаловажным для Калашникова в возникшей ситуации было сохранить

человеческое достоинство и сделать так, чтобы честь жены и семьи не была бы потом запятнана сплетнями, поэтому он не объясняет царю, почему он убил Кирибеевича.

Я скажу тебе, православный царь!

Я убил его вольной волею…

Так отвечает царю Степан Калашников. О том, как обидел его жену Кирибеевич, он не сказал никому и молча сложил голову на плахе. Но народ знает всю правду и знает, что она на стороне купца. Подвиг его остается в песне. Безымянная могила его — в чистом поле промеж трех дорог.

В этом и заключается глубокий смысл «Песни…»: гусляры — певцы народные — передают из уст в уста песню о горькой судьбе Калашникова.

Много материала проштудировано исследователями народных песен в поисках источника данного произведения. Кроме песен­ного сборника Кирши Данилова, который М. Ю. Лермонтов, бе­зусловно, знал, они отыскали другие песни, в которых встреча­ются и одинаковые эпитеты, и общие обороты, и строчки, сход­ные с лермонтовскими, только песни эти были собраны в разных концах русского государства, и спустя много лет после смерти поэта. Поэтому современные исследователи «Песни…» приходят к выводу, что он не подражал каким-либо фольклорным пес­ням, не имитировал отдельные детали народного языка и стиля, а создал свое произведение, используя усвоенные им с детства богатства народной поэзии.

Белинский говорил о том, что «Лер­монтов вошел в царство народности как ее полный властелин.

План

1. Описание царского пира, на который приглашены все при­ближенные грозного царя Ивана Васильевича.

2. Царский опричник Кирибеевич рассказывает о своей не­счастной любви.

3. Тяжелый день для купца Калашникова и его семьи.

4. Рассказ Алены Дмитриевны о том, как оскорбил ее цар­ский опричник.

5. Калашников готовится вызвать Кирибеевича на кулачный поединок. Его беседа с братьями.

6. Бой Калашникова и Кирибеевича.

7. Калашников не открыл своей тайны и казнен царем за убий­ство любимого опричника.

8. Жива народная память о купце Калашникове.




Лермонтов, анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, План