Лермонтов, Герой нашего времени. Тамань. Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла

Найдите в тексте картины и сцены романтиче­ского и реалистического планов. Как они между со­бой связаны?

В «Тамани» сталкиваются романтиче­ская и реалистическая стихии романа: необыкновенная прелесть и очарование тонкого романтического колорита и реалистичность, выразившаяся в безукориз­ненном жизненном правдоподобии. Так, Печорин с самого начала понимает безрас­судность тех отношений, в которые он вступает с контрабандистами и ундиной. Но в этом и есть странность Печорина, что, несмотря на присущий ему здравый смысл, он не

подчиняется ему полностью, выходит за рамки житейского благоразу­мия.

Несмотря на полученные прозаиче­ские впечатления из истории с ундиной, все же для него, как и самого Лермонтова, реальный мир контрабандистов сохраня­ет некий романтический ореол как об­раз вольной, исполненной тревог и битв жизни.

В романтическом ключе выписан мор­ской пейзаж, начало свидания в лодке. Однако борьба Печорина и ундины уже представляет реалистическую сцену с гру­быми деталями. Сочетание ро­мантического и реалистического мы нахо­дим в сцене приглашения Печорина на ночное свидание. Тихо и безмолвно уст­ремленный на него

взгляд вдруг показал­ся ему чудно-нежен, в старые годы подоб­ные взгляды играли его жизнью. Ее лицо выписано в стиле романтических повес­тей того времени, но уже воспринималось героем как комедия, которая стала ему надоедать.

Стадия восприятия романтиче­ского в жизни Печорина, надо понимать, уже прошла. Но как только ундина обня­ла его и страстно поцеловала, то романти­ческое вновь возвращается к герою «со всей силой юношеской страсти». Эта кар­тина представляет собой кульминацию в столкновении романтизма и реализма в рамках новеллы.

И Печорин постоянно мечется между этими двумя мирами.

В новелле также есть сугубо реалисти­ческие образы, призванные создать социально-бытовой фон повествования. Это урядник, десятник, денщик. Последний появляется в самые напряженные, роман­тические моменты, чтобы, как справедли­во высказывается Б. Т. Удодов, своим земным, реальным обликом сдержать по­вествование и не дать ему сбиться на от­крытую романтику.

Своей медлительно­стью и пассивностью он оттеняет беспо­койную натуру Печорина. Вспомним, как денщик «выполнил» наказ Печорина, данный ему перед уходом на свидание к ундине.

Проследите, как сочетается реальное и роман­тическое в изображении девушки-контрабандистки.

В литературном портрете у Лермонтова сочетаются подробное описание внешнос­ти персонажа с его индивидуально-психологической характеристикой, что придает особую жизненную достоверность, убеди­тельность и глубину. По этому принципу создается и портрет ундины. Сначала в ее внешности выделяется нечто романтиче­ское. «Решительно я никогда такой жен­щины не видывал» — так приподнято начинает описание Печорин. Затем посте­пенно он начинает снижать романтиче­ское начало и наполнять портрет реалис­тическими деталями, даже с помощью весьма прозаического сравнения: «Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты.

В ней много было породы… порода в жен­щинах, как в лошадях, великое дело… Она… в большей части изобличается в по­ступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки». Характер де­вушки построен на неожи­данной смене поступков, настроений, контрастов.

Она также изменчива и не­уловима, как и ее жизнь, вольная, испол­ненная неожиданностей, в которой име­ются свои романтические глубины и про­заические заботы.

В предисловии к роману заявлено, что ге­рой — это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Какие же типические для всего поколения черты показаны в поведении и личности Печорина в новелле «Та­мань»?

Противоречивость натуры, жажда нео­бычных впечатлений, богатейшие умст­венные и физические возможности, сила воли и т. д., применяемые для достиже­ния малозначимых целей, легковесное от­ношение к любви.

Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла.

Сочетание романтического и реалисти­ческого начал в новелле проявилось и в ее языке. Степенное и горько-ироническое начало и конец повести уступают место эмоционально-выразительной речи в кар­тинах и сценах романтического характе­ра. Лермонтов в этом случае обращается к инверсии, ставит эпитеты после опреде­ляемых слов. Есть и некоторое пародий­ное использование романтической лекси­ки, особенно когда Печорин вдруг воспри­нимает поведение девушки как комедию.

Передача динамичности сцен достигает­ся сочетанием обилия глагольных форм. В той же сцене приглашения на свида­ние в море: вскочила, обвила, прозву­чал, потемнела, закружилось, сжал, скользнула — целая буря чувств, ощу­щений, отрывочных мыслей. А дальше утверждается проза жизни народной реп­ликой денщика: «Экой бес девка!»




Лермонтов, Герой нашего времени. Тамань. Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла