Лермонтов, «На севере диком…». Сопоставьте судьбы пальмы и сосны. В чем их общность и различие?

К какому виду лирики вы отнесете это стихо­творение — пейзажной или философской? Обо­снуйте свои выводы.

Целесообразно отнести это стихотворе­ние к философской лирике, потому что ее основная тема — одиночество, типичная лермонтовская проблема, поднятая поэ­том во многих его лирических произведе­ниях.

Какую роль выполняет в этом стихотворении пейзаж? Вспомните, что мы говорили о метафорах, анализируя стихотворение «Пленный рыцарь», и попытайтесь найти метафоры в этом стихотворе­нии и объяснить их смысл.

Пейзаж

выполняет в тексте роль раз­вернутой метафоры. Речь идет об отноше­нии между людьми. Метафоры дремлет сосна, снится ей, пальма одна и гру­стна имеют двойную нагрузку.

С одной стороны, они способствуют наполнению стихотворения философским содержани­ем, с другой — подчеркивают контраст между реальностью и мечтой: сосне ведь только снится пальма, она существует в ее воображении.

Ю. М. Лотман выделяет в стихотворении темы мечты и реальности. Как они раскрываются?

Как связаны между собой?

Во сне сосна уподобляет воображаемую пальму себе — она тоже несчастлива и одинока. Герой Лермонтова мечтает

о союзе с таким же одиноким существом, которое так же, как и он, рвется к обще­нию. Герой страдает от разобщенности и невозможности соединения.

Сопоставьте судьбы пальмы и сосны. В чем их общность и различие?

Об общности было сказано выше. Раз­личие в том, что пальма растет на юге и не испытывает физического холода. И еще в том, что образ пальмы — образ вообра­жаемый, который снится сосне.

Проанализируйте особенности звукописи в этом стихотворении.

Стихотворение удивительно музыкаль­но. Первые две строки создают звуковой образ пейзажа повторением звуков «с», «т», «н» .




Лермонтов, «На севере диком…». Сопоставьте судьбы пальмы и сосны. В чем их общность и различие?