Лермонтов, Пленный рыцарь. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но?

Какие мысли и настроения владеют лириче­ским героем? С помощью каких приемов они пере­даются? При­ведите конкретные примеры из текста.

Настроение грусти, тоска и стыд владе­ют лирическим героем, который остро пе­реживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его поло­жения и вольной птицы. Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», кото­рые стали основными в его жизни. По­нятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах

камен­ный панцирь, каменный шлем.

Тако­го обмундирования у рыцарей не было. С одной стороны, их можно ассоцииро­вать со стенами тюрьмы, с дру­гой — воспринимать как отражение ду­ховного плена.

Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но? Испытывает ли герой чувство вины?

Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душ­но под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: сте­ны темницы? Двери темницы?

И т. д.? Не исключено, что невозможность добивать­ся свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духов­ной. Стыдно за свое бессилие.

Литературо­вед

Ю. М. Лотман видит в монологе лири­ческого героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим ко­дексом рыцаря герой выражает стоиче­скую готовность принять смерть…».

В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лот­ман считает, что в нем заложено определенное про­тиворечие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воин­ственности, боевых подвигах, но отнюдь не поня­тий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия?

Мотивируйте свое мнение.

С мнением Ю. М. Лотмана следует со­гласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможнос­тями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсо­лютно лишен такой возможности.

И если в других стихах Лермонтова на тему уз­ничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в «Пленном ры­царе» свободы достичь поможет только смерть.

Какие реалии жизни Лермонтова и окружаю­щей его действительности отражены в этом стихо­творении?

Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов си­дел под арестом за дуэль с де Барантом.

Время реакции после декабристского вос­стания, ограничение свободы в общест­ве — это реалии действительности, ко­торые могли отразиться в стихотворе­нии. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездей­ствия молодого поколения в этих усло­виях нашли отражение в таких стихо­творениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».

Во многих стихотворениях Пушкина и Лер­монтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?

Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан.

Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?

Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопостав­лены друг другу. Рыцарю всегда полага­лось иметь даму сердца и посвящать ей се­ренады. Однако плен заслоняет эту сторо­ну жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие.

Боль и стыд за его сегодняшнее положение за­ставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жиз­ни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода ока­зываются в прошлом.

В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что ос­тается пленному рыцарю.

Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.

Смысл метафоры в том, что детали тем­ницы, изображенной Лермонтовым, пре­вращаются в части рыцарского воору­жения. Метафора эта помогает воспри­нять столкновение трех образных миров : тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику.

Про­тивопоставление тюрьмы и боя — антите­за камня и железа. Железо вызывает ассо­циации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.




Лермонтов, Пленный рыцарь. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но?