Лето господне характеристика образа Сергея Ивановича

Сергей Иванович — отец Ивана. Мученик Сергий, ему принадлежат слова, имеющие важнейшее значение для жизни и смерти носящего его имя С. И., сказанные в темнице: «для ищущих небесной жизни — еже жити Христос, и еже умрети, приобретение есть»). Вместе с Горкиным — центральный образ «Лета Господня». Если Горкин — воплощение сказочно-народной стихии, то С. И. — представитель настоящих хозяев «старого уклада». Он «трудами-заботами дедушкины дела поправил», и теперь члены семьи «небогаты, трудами папа-шеньки только и живут»,

приобретая все праведными делами: С. И. «сам не допьет — не доест, а рабочего человека не обидит», — говорит о нем Горкин.

Живет С. И. благочестиво: на Рождество устраивает обед «для разных», т. е. для бедных, добрыми делами он «всех обласкал». На похороны его «возчик угля да веничков» бесплатно привозит можжевельник, скупой крестник откладывает взимание долгов, сторожиха-банщица опекает сирот — смерть праведника делает всех добрей. С. И. сброшен еще не объезженной лошадью и протащен ею по камням, да так, что его, полностью разбитого, едва привезли домой.

Внезапная немочь С. И. преображает

всех вокруг. Он сносит самые мучительные боли — характерен его ответ врачу: на все «Воля Божия». С. И. занят размышлениями о вечном, но и временное ему не чуждо: он хранит на письменном столе «же л тик» — «цветок, сорванный сыном», любит лошадей и жалеет даже сбросившую его кобылу. Умирает С. И. перед самыми именинами жены. Анна Ивановна, утешая Ивана, говорит: папенька «тихо отошел губками, так вот будто кисленького отпил» . С. И. провожают в последний путь по мягко устланной можжевельником мостовой православным Тресвятым «Святый Бессмертный, помилуй нас».

Этим же молитвенным песнопением и завершается книга Шмелева.




Лето господне характеристика образа Сергея Ивановича