Лев Толстой — мастер изображения внутреннего состояния героев

Что в мире есть прекраснее человека? Ведь он самое совершенное творение этого мира. Возможно, именно поэтому человек является объектом исследования других людей. Каждая эпоха по-своему воображает идеал человека.

На создание этого идеала влияют разные факторы, большей мерой социальные. И величайшие фигуры мира человеческого стараются вдохнуть жизнь в идеал своей эпохи. Так, Лев Николаевич Толстой, хотя и верил в человеческую простоту и правду, изображал большое человеческое единство и человека на фоне этого единства. Тем не менее все произведения

Толстого — зрелого мастера — раскрывают проблемы человека. Поэтому весомые фигуры, изображенные автором, проходят через своеобразные психологические переломы.

В Пьере Безуховом, одном из героев романа — эпопеи «Война и мир», таких переломов несколько. Вызваны они разладом с самим собой, непринятием среды, к которой он принадлежал.

Но конец концом преобладали объективные факторы: жизненный уклад России изменился под влиянием войны 1812 года. Именно этот факт возродил Пьера в тот момент, когда он окончательно убедился в бесполезности внутренних усилий. И перед ними появляется совсем новый

герой, закаленный осознаниям близости к народу и преисполненный собственного величия, как человека, причастного к этому народу.

Андрей Болконский значительно раньше пересматривает свои бывшие идеалы. На это натолкнули его и аустерлицкие события, и смерть жены, и связанное с этой смертью чувство ответственности за судьбу близкого человека, и попытки найти себя, привлекшись к реформаторской деятельности Сперанского, и неверность Наташи. Но он приобрел весомый опыт — интереса к простому человеку, к такому, как капитан Тушин.

Моральную опору Андрей Болконский нашел в осознании себя как частицы большого целого, имя какому — народ. Итак, в эпопее «Война и мир» внутреннее состояние героев зависит от осознания своей значимости и единства с народом.

В романе «Анна Каренина» граница между добром и злом пролегла в духовном мире героев. Поэтому образы этого произведения более сложные, психологически вместительные, противоречивые и значащие. Такие черты характера Анны Карениной как сила воли, высоко развитое чувство человеческого достоинства, смелость и откровенность предопределяют психологическое состояние, в котором во всякое время находится героиня.

В душной атмосфере аристократичного мира, в окружении моральных уродов, таких как Каренин и Бетси, она не может не полюбить Вронского, наделенного множеством добродетелей. Но Вронский не смог преодолеть противоречивость между своими благородными поступками и моралью своего круга. Итак, внутреннее состояние героев «Анны Карениной» обусловлено не только состоянием общества, а и их личными качествами.

Какой глубиной поражает сцена скачек, сцена тайного свидания Анны с ребенком и сцена предсмертных часов Анны. Эти сцены — вершина психологического анализа.

Глубокий психологический анализ состояния героев Толстого связан с чувствами внутреннего драматизма самого автора, соприкасающийся с религиозно-моральным отношением к человеку и его поступкам. Среди величайших произведений Л. М. Толстого есть произведение, в котором один из центральных героев не может решить своих моральных проблем. Это Дмитрий Нехлюдов из романа «Воскресение». И потому именно этот образ, а не образ Катюши Масловой, является объектом глубоких психологических исследований автора. Дмитрий Нехлюдов видит единое средство лишения от общественного зла — в возрождении лучших моральных качеств личности.

Поэтому глубокий психологический кризис, в который попадает герой, обусловлен осознанием личного преступления — подлости в отношении к Катюше.

Итак воскресение героев происходит именно в моральном плане. Через внутреннее состояние человека Л. Толстой показал тогдашнее общество. Его героев нельзя осуждать, они сами и судят себя, и обрекают на мучения, и наказывают.

Именно в этом и заключается высочайший гений Л. Толстого как мастера художественного слова.




Лев Толстой — мастер изображения внутреннего состояния героев