Личная судьба Кирибеевича в поэме Лермонтова

Кирибеевич — из семьи Малютиной, опричник, приближенный к царю, его любимец. Родовые связи основаны на уважении к личности, к обычаю, к народному сознанию, социальные — на попрании достоинства другого человека, на личном произволе, на противопоставлении личной воли народному мнению и общему закону. Именно Кирибеевич обманывает царя:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Обманул тебя твой лукавый раб, Не сказал тебе правды истинной, Не поведал тебе, что красавица В церкви божией перевенчана, Перевенчана с молодым купцом По закону нашему

христианскому…

Напротив, Степан Калашников и перед смертью говорит царю только правду, открыто отказываясь сообщить истинные причины убийства Кирибеевича. Тем самым за страстью Кирибеевича скрывается уже социальная психология, вступающая в конфликт с психологией родовой, близкой народу. И хотя на первое место выдвигается личная воля Кирибеевича, но она получает социальное наполнение. Кирибеевич сразу же сообщает Алене Дмитриевне: «Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя, царя грозного. Прозываюся Кирибеевичем, А из славной семьи из Малютиной…» Любопытно, что Кирибеевич отваживается па нарушение

христианского закона после разговора с царем, как бы заручаясь царской поддержкой.

Кирибеевич олицетворяет злую, несовместимую с родовыми отношениями силу. Эта сила основана уже не на родовых связях, и па социально-иерархических, поскольку Кирибеевич выступает всюду как слуга царя. Родовые отношения Ц его сознании подчинились общественным, социальным, которые и стали доминирующими. Социальное различие между Калашниковым и Кирибеевичем, постоянно, но ненавязчиво подчеркиваемое в «Песне…», значительно для художественного ее смысла.

Социальные отношения извращают подлинную природу людей, угрожают их единству и согласию, противостоят народным устоям и народной психологии, слагающейся на основе родовых связей, па едином родовом существе русской национальности.

В этом смысле Кирибеевичу — носителю личного произвола, разрушающего родовые отношения», принятые и усвоенные всем народом, противостоит Степан Парамонович Калашников, защитник народных обычаев и христианского закона. Его жена, Алена Дмитревна, также верна народным обычаям и строго следует им, рассказывая мужу всю правду и призывая его:

Ты не дай меня, свою верную жену, Злым охульникам в поругание! На кого, кроме тебя, мне надеяться? У кого просить стану помощи?

На белом свете я сиротинушка: Родной батюшка уж в сырой земле, Рядом с ним лежит моя матушка, А мой старший брат, сам ты ведаешь, На чужой сторонушке пропал без вести, А меньшой мой брат — дитя малое, Дитя малое, неразумное…

Положение каждого лица в семье было строго определено и освящено вековыми традициями народной жизни. Алена Дмитриевна напоминает об этом Степану Парамоновичу. Столь же прямыми поборниками родовых связей являются и братья Степана Парамоновича: И в ответ ему братья молвили:

Куда ветер дует в поднебесье, Туда мчатся и тучки послушные, Когда сизый орел зовет голосом На кровавую долину побоища, Зовет пир пировать, мертвецов убирать, К нему малые орлята слетаются: Ты наш старший брат, нам второй отец; Делай сам, как знаешь, как ведаешь, А уж мы тебя, родного, не выдадим


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Личная судьба Кирибеевича в поэме Лермонтова