Личность и государство в творчестве

А. С. Пушкин — великий русский поэт и писатель. Его произведения отражают идеи, остающиеся актуальными и в наше время. Одно из них — «Медный всадник», написанное в 1833 году; автор раскрывает тему взаимоотношений государства и личности, власти и простых людей, чьи цели и желания часто различаются.

Главный герой поэмы — Евгений, бедный молодой чиновник, олицетворяющий народ.

Ему не нужны высокие чины или веселое времяпрепровождение. Он мечтает о счастливой жизни в собственном доме, в окружении детей и своей возлюбленной Параши:

«Уж кое-как себе устрою//Приют смиренный и простой//И в нем Парашу успокою…», «…Параше//Препоручу семейство наше//И воспитание ребят…»

Евгению противопоставлен образ Петра, волевого правителя России. Думая об основании города, «прорубившего окно в Европу», властитель забывает об обычных людях: там, где прежде были «пустынные волны», «чернели избы» и «лес… кругом шумел», теперь «громады стройные теснятся» и «корабли… к богатым пристаням стремятся». «Великие думы» Петра противоположны простым мыслям народа: «…служит он всего два года,//Он также думал, что

погода//Не унималась…»

Создание Петербурга было противоестественным по отношению к природе и людям, на чьих костях был возведен город. Возмездие пришло в виде ужасного наводнения, деятельности грозной стихии, которую автор сравнивает с народным восстанием: «Так злодей,//С свирепой шайкою своей//В село ворвавшись, ломит, режет,//Крушит и грабит…» Во время катастрофы Евгений теряет любимую, обвиняя в своем горе того, по чьей воле был возведен злополучный город: «Добро, строитель чудотворный!-//Шепнул он, злобно задрожав,-//Ужо тебе!..» Это был бунт «маленького человека», хоть и подавленный гневом на «лице грозного царя», но являющийся предостережением для правителей, управляющих судьбами людей. Ведь благополучное и непоколебимое государство невозможно, если его подданные игнорируются.

Гнев народа, как волны наводнения, неудержим и разрушителен.

Итак, Пушкин видел неизбежность конфликта народа с правителями, зло, приносимое государственной машиной людям. Но протесты, обвиняющие вершителей судеб в равнодушии к человеку, подобные бунту Евгения, будут подавляться. Поэтому такие выступления останутся бесполезными и бессмысленными, пока будет существовать власть.




Личность и государство в творчестве