Лики «страшного мира» в поэзии А. А. Блока

Образ «страшного мира» возникает в лирике Александра Блока в годы первой русской революции, когда поэт начинает критически относиться к философской и эстетической концепции символизма. Его уже не устраивают прежние идеалы, но, ощущая себя в тупике, Блок мучается от сознания несовершенства и дисгармонии мира, не зная, что этому противопоставить. Катастрофичность мира принимает реальное, земное воплощение: это жизнь большого города, который представляется Блоку средоточием греха.

В цикле «Город», объединяющем стихи 1904-1908 годов,

развиваются традиции гоголевского «Невского проспекта» и образа Петербурга Достоевского: в стихах появляются герои городского «дна», блудницы, пьяницы, рабочие. В этом городе доминирует серый цвет:

Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил, Серо-каменное тело Кровью солнца окатил…Еще прекрасно серое небо, Еще безнадежна серая даль…

На серые камни ложилась дремота — Город подавляет своим равнодушием, его жители — «серые виденья мокрой скуки», по вечерам «серые прохожие усердно проносили груз вечерних сплетен, усталых стертых лиц» , Особенно обострены социальные контрасты,

и доминирующему серому цвету противопоставлен красный — цвет тревоги, цвет крови, а затем и революции. Еще один цвет символического значения — желтый, мертвенный, цвет беды и болезни. И в этой символике цветов особенно четок контраст нищеты и богатства, социальные противоречия, выливающиеся в человеческие трагедии. Об этом — в стихотворениях «Фабрика», «Сытые», цикле «Пляски смерти». Фабрика предстает страшным чудовищем, олицетворением какой-то темной силы, вынуждающей народ «согнуть измученные спины».

Этот страшный образ — «недвижный кто-то, черный кто-то»-враждебен как народу, обманутому и осмеянному, так и лирическому герою Блока. Такой же социальный контраст в стихотворении «Сытые». Паразитическое существование избранных закончилось, и это вызывает у них бурю негодования: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев!

Теперь им выпал скудный жребий:Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен!

Протест против бездуховности, мещанства звучит и в противопоставлении «сытым» детей — символа будущего, душевной чистоты и веры. Но дети в этом обществе чаще всего несчастны. Примером этого могут служить такие стихотворения, как «Повесть» и «Из газет», «Плачет ребенок».

Мать-самоубийца, оставившая детей «доброму человеку, толстой соседке», не объясняет причин своего поступка, но стихотворение производит сильное впечатление наивностью ничего не понимающих детей и обреченностью, которую понимает автор, В другом случае также непонятны причины самоубийства героини, много недосказанности, таинственности, но главное — та же трагедия малого ребенка, оставшегося сиротой в этом враждебном и жестоком мире.

Что в будущем? Взрыв социальных потрясений, о котором говорится, например, в стихотворении «Митинг». Герой — пропагандист, уверенный в своей правоте, он пока не понят толпой.

Он «серый, как ночные своды», у него «тусклые зрачки», но, хотя он «говорил умно и редко», «те, внизу, не понимали ни чисел, ни имен» Так же непонятен он пока и поэту, но после случайного убийства героя в толпе отношение к нему автора меняется, как меняется лицо убитого.

И в тишине, внезапно вставшей, Был светел круг лица. Был тихий ангел пролетавший, И радость без конца. И были строги и спокойны Открытые зрачки…

Даже не понимая до конца героя революции, поэт рисует величие его смерти, уважая в нем борца за идею, погибшего ради «дыхания свободы». И все же идеи мятежа пока не разделяются Блоком, он еще не знает, как будут развиваться события, чувствует тупик буржуазной бездуховности, ко не знает возможности выхода из этого тупика. Отсюда — бесцельное времяпрепровождение в кабаках, у трактирной стойки.

Я пригвожден к трактирной стойке. Я пьян давно. Мне все равно.

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет гак. Исхода нет.

Мотив апатии, безволия, ностальгии по ушедшему счастью и безысходности звучит во многих стихотворениях цикла «Страшный мир», и поэту потребуется много душевных сил и мужества, чтобы преодолеть в себе слабость, подняться до стремления обрести жизненные силы, иные духовные опоры. Он придет к этому, осознав необходимость активного восприятия жизни, проникшись чувством родины как источника нравственного развития.




Лики «страшного мира» в поэзии А. А. Блока